Макарова Елена
Подвижная игра как средство формирования здоровья детей раннего дошкольного возраста
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Публикация «Подвижная игра как средство формирования здоровья детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки.
В своей группе мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности воспитанников. Мебель и оборудование в нашей группе размещены так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений. Наши воспитанники обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность. Расположение игрушек и пособий в группе также строго продумано.
Наших воспитанников (21 человек) мы приняли в августе месяце, поэтому работу по данной теме я только начала.
Вместе с тем, анализируя состояние здоровья воспитанников, я обнаружила, что:
1 группа здоровья – у 6 воспитанников;
2 группа здоровья – у 15 воспитанников;
3 группа здоровья – нет;
Часто болеющих детей в группе нет, один воспитанник имеет хроническое заболевание. В общем группа детей с хорошим физическим развитием.
Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений воспитанников, я обследовала их двигательные умения. С этой целью провела обследование основных движений и провела наблюдения за играми воспитанников, их самостоятельной двигательной деятельностью.
Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у наших воспитанников небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень немногие и редко. При прокатывании шаров и мячей теряли заданное направление, мяч бросали только вниз.
В играх с прыжками не все дети при подпрыгивании умеют одновременно отрывать ноги от пола. При лазании по гимнастической стенке дети нерешительны, боятся спускаться вниз.
Принимая во внимание наблюдения за детьми в процессе двигательной деятельности, мы поставили для себя задачи по совершенствованию и обогащению двигательного опыта детей :
• Создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в двигательной активности;
• Содействовать правильному и осознанному выполнению движений в соответствии с образцом, предложенным педагогом;
• Привлекать детей к коллективным играм;
• Поощрять творчество детей и поддерживать интерес к разным видам упражнений с использованием физкультурных пособий, при необходимости участвовать вместе с ними;
• Оказывать детям помощь в выборе игр, упражнений и пособий;
Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому для решения поставленных задач я решила более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.
Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяла тот объем игр, который рекомендован программой.
В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводила вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а мне было легче научить их координации движений.
Постепенно в играх усложняла задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросала сама, а затем и дети.
Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку» : со скамейки спрыгивали на дорожку. Затем повторяла это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».
Иногда в одном игровом упражнении объединяли несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадке натягивала шнур и ставила кубы. Дети перебрасывали мячи через шнур, а догоняя их, перелезали через скамейки. Таким образом, они выполняли три основных движения: перебрасывали мяч, перелезали через скамейку и бегали. В другом упражнении дети ползали, проползали под дугами и звонили в колокольчик, подпрыгивая на месте.
При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводила с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учила прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью использовала такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.
Особенно детям нравилось упражнение «Поймай шарик (мячик)». По сдвинутым двум столам прокатывала шары (мячи) поочередно каждому ребенку, а они их ловят. Постепенно это упражнение усложняла: одновременно прокатывала не один, а два шарика, а ловили их те дети, которых называла я сама. Иногда я прокатывал шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляло его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.
Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку» и т. д.
Дети только учатся действовать в играх с мячом, поэтому следующим этапом таких игр будет - учить бросать и ловить мяч.
При проведении подвижных игр широко использовала такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагала детям подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.
Требования по качеству выполнения движений повышала с учетом возраста детей и их состоянием здоровья. Например, для воспитанников более старшего возраста и физически более развитых (Алексеев Леня, Китаичева Василиса, Изонина Лера, Чернуха Богдан)в указанной игре, предлагала не только подпрыгивать повыше, но и мягко опускаться на полусогнутые ноги.
показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило более серьезно подойти к подбору игр.
При разработке вариантов подвижных игр старалась предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.
Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).
При обучении основным движениям воспитывала у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.
Работа с нашими воспитанниками только началась и о результатах говорить еще рано, но хочу отметить, что движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.
В дальнейшем я буду стараться подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно буду учитывать, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.
Я работаю в тесном контакте с семьями наших воспитанников. Были проведены беседы с родителями, во время которых я рекомендовала им подвижные игры для детей 2-3 лет, а также дополнительную литературу по физическому развитию детей. Родители делились опытом проведения прогулок и игр со своими детьми.
С целью изучения опыта семейного воспитания провела анкетирование среди родителей. Анализ анкет показал, что играя с ребенком – это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно: игра оказывает на малыша всестороннее действие. В игре у ребенка развиваются коммуникативные способности. Радость которую родители доставили своему ребенку, играя с ним, стала и их радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогают сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволила показать родителям непосредственную работу воспитателя с детьми по обучению подвижным играм.
В раздевалке оформлен уголок здоровья, где мы размещаем дополнительную информацию по физическому развитию детей и укреплению здоровья детей.