Августина Павлова
Подвижная игра ДИП «Сонор» для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Олени и оленевод»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр
Подвижная игра ДИП «Сонор» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет "Олени и оленевод"
Правила игры подвижной ДИП «Сонор»
Публикация «Подвижная игра ДИП „Сонор“ для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет „Олени и оленевод“» размещена в разделах
- Животные севера. Игры, дидактические пособия
- Олень. Детям про оленей
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
ДИП – динамическая игра преследования. «Сонор» в переводе с якутского языка означает «преследование».
Основной целью игры «Сонор» являются:
- развитие у детей интеллекта, внимания, памяти, логики, мышления;
- систематизация жизненного опыта;
- активизация творческой деятельности, воспитание интереса к математике, информатике.
Основные задачи:
- развитие у детей умственных, творческих, художественных способностей, нравственных качеств;
- ознакомление с национальной культурой, фольклором;
- раннее приобщение к интеллектуальным видам спорта;
- привитие трудовых навыков.
Развивающие возможности игры «Сонор» - высоки, а воспитательный потенциал – широк. С помощью игры укрепляются взаимоотношения детей между собой, вырабатываются волевые качества при преодолении трудностей во время различных ситуаций, расширяется и закрепляется круг знаний и представлений, развиваются гибкость ума, абстрактно-логическое и креативное мышление, познавательно-технические процессы, спортивный дух, эстетический вкус и устойчивый интерес к развивающим и подвижным играм.
Основные моменты игры «Сонор» являются:
• «Убегающие» стремятся достигнуть противоположной стороны линии до поимки.
• «Преследователь» ловит убегающего при прикосновении кружочков.
• Для перемещения кружочка достаточно поставить впритык к ней резервный кружочек.
• Каждый «убегающий» дает по одному баллу на каждой из линий.
Таким образом, приводим детей к пониманию пространственного моделирования как одного из важных средств развития мыслительной деятельности.
ДИП – игры, основанные на близких детям сюжетах, моделируют реальные или вымышленные процессы, сочетающие увлекательность с простотой правил, являются наиболее оптимальными средствами для использования в учебном процессе. С помощью «Сонор» ребенок непринужденно, в форме подвижной игры знакомится и овладевает такими основными математическими понятиями, как свойство предмета, число, состав числа, пространство, время, отсчет числа, порядковый счет и т. д.
В начале детям дается понятие о том, что имеют круглое основание, а игровое поле, по которому они передвигаются – прямоугольное, которое имеет деление на зоны. Кружочки «убегающих» по размеру одинаковые, а основание «преследователей» в 2 раза больше оснований «убегающих».
Правила подвижной игры «Сонор»
Игру «Сонор» можно провести на физкультурном зале или на игровой площадке. Предварительно сделать разметку игрового поля размером 3мx4м. На расстоянии 50см, 1м, 1м и 80см от одной из сторон расположены прямые: III, II, I и 0. В начале игры кружочек преследователя находится в середине отрезка III, а пять кружочков (убегающие) расположены на отрезке 0 на расстоянии 50 см от центра соседнего кружочка; причем один из кружочков (убегающих) находится на середине отрезка 0. «Убегающие» при достижении каждой из III – I получают по одному баллу. Таким образом, убегающие могли бы получить в сумме 15 баллов, если бы не мешал преследователь, который стремится их поймать.
Размер игрового поля составляет: 3м. х4м.
При изготовлении атрибутов для напольной игры «Сонор» размеры кружочков произвольные, необходимо учитывать пропорцию диаметра основания.
Ход игры:
Кружочком перемещаются на расстояние, равное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом:
1) Стоя на кружочке, прижать кружочек к кружку рукой к игровому полю, чтобы она плотно была прижата к кружочку на котором стоит играющий.
2) Играющий должен перейти на второй кружочек.
3) Взять на руки первый кружочек.
Играющие делают ходы своими кружочками поочередно, причем первыми ходят «убегающие». При наступлении очереди совершения хода игрок имеет право перемещать свои кружочки или же часть из них может оставить на месте.
Взятие «убегающего»
Любой «убегающий», который мешает шагать «преследователю» или соприкасается с ним после осуществления шага, считается пойманным и выходит из игры.
Определение победителей
Для оценки результата используются линии I, II и III, начерченные на игровом поле. В результате партии «убегающие» получают A+B+C ,баллов, где A – число «убегающих», достигших линии 1, где B – число «убегающих», достигших линии 2, где С – число «убегающих», достигших линии 3. После первой партии игроки меняются ролями и разыгрывается вторая партия. В паре партий выигрывает тот, кто получил больше баллов, действуя за «убегающих». В случае ничейного результата выигрывает тот, кто вывел наибольшее число «убегающих» на линию 3. Если и в этом случае получается ничья, то побеждает тот, кто вывел больше «убегающих» на линию 2. Чтобы не допустить ничьей, можно также подсчитать, кто играя за «преследователя», быстрее поймал последнего из настигнутых им «убегающих».
Конспект подвижной игры «Сонор»
«Олени и оленевод».
Цель: знакомить детей с подвижной игрой «Сонор», используя стихотворения. Учить координировать речь с движениями, действиями.
Задачи:
- с помощью считалки развивать речь,
- любовь к национальному фольклору,
- развивать словарный запас у детей.
Материал: Игровое поле, кружочки малые – 10 шт. диаметр 22см, кружочки большие – 2 шт. диаметр 31см. На голову детей рога оленей – 5шт, шапочка оленевода – 1шт. (атрибуты).
Количество участников: 6 человек.
Возраст : для детей 5-7 лет.
Ход игры:
Жил был оленевод Агил и было у него пять оленей. Каждый день оленевод Агил пас своих оленей, чтобы их накормить. В один прекрасный день он не смог собрать своих оленей, он гоняется за ними, чтобы загнать их в загон.
Роль оленей играют дети (5 детей, оленевод Агил (1 ребенок).
Из группы играющих выбирается с помощью считалок ребенок – ловишка «оленевод Агил».
Все становятся на свои места и игра начинается. Начинают игру олени, по очереди они убегающие, а оленевод ловящий.
«Убегающие начинают ход первыми. Задача «преследователя как можно быстро поймать убегающих оленей.
1 ход: «умун, дюр, илан, дыгин, тунна» - «Убегающие» олени делают по очереди ход.
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
2 ход: «Орон, орон орокон»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
3 ход: «Эьалли со аял»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
4 ход: «Наннас сини нямакан»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
5 ход: «Ьалгакарри ьимакар»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
6 ход: «Эннэкэн эмэрэн»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
7 ход: «Энинми ичэрэн»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
8 ход: «Сэвденит энтэллэн»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
9 ход: «Угиски ьэтэкуллэн»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
10 ход: «Умун, дюр, илан, дыгин, тунна»
Ловящий делает ход: «Мот, мот, мот!»
«Убегающий» не будет пойман, если достигнет противоположные линии, то олень сможет убежать. Двигаться можно в любую точку пересечения линии жизни.