Елена Саватнеева
Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей особенностью дошкольного детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается болезням, но и лучше развивается психически. Начиная с 3-летнего возраста, ребенок много умеет, очень подвижный. Физические упражнения формируют и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У дошкольников воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, но и вырабатывается характер[1].
Публикация «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Известно, что в ДОУ подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательно-развивающей работе с дошкольниками. Ведь именно в подвижных играх дошкольники вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свойпсихофизическийпотенциал [1].
По содержанию все подвижные игры многозначительны и доступны дошкольнику. Подвижные игрыпорождают активную работу мысли, содействуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, улучшению всех психических процессов, развиваетпсихофизические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени формирования. Именно поэтому, игра признана ведущей деятельностью дошкольника. Игровая ситуация увлекает и развиваетдошкольника, а двигательная деятельность дошкольников благотворно воздействует на психофизическое развитие, развивает двигательные навыки и психофизические качества, на укрепление здоровья, увеличивая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-родственные ощущения [2].
За последние годы в литературе появилось много научных трудов, посвященных решению различных проблем физического воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических трансформаций, которые произошли в нашей стране в конце ХХ века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно дошкольников. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли значительные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями общества их реализации для любого человека [3].
В системе воспитательной работы физическое воспитание дошкольников занимает особое место. Именно в этом возрасте, в результате целенаправленного педагогического воздействия крепнет здоровье дошкольника, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно формируются движения, двигательные навыки и психофизические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития дошкольника [3].
Являясь неотъемлемым компонентом развития в широком смысле слова, физическое воспитание играет важнейшую роль в исполнении как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном влиянии на развитие ребенка, необходимостью подготовки его к общественно значимым видам деятельности. Характерноесодержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание психофизических качеств человека [4].
Первое реализовывается путем обучения и связано больше с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе обращено на формирование жизненно важных свойств организма, относящихся к психофизическим качествам ребенка, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень психофизических качеств.
В процессе смены поколений через физическое воспитание совершается передача обществом рационального опыта применения двигательных возможностей, какими потенциально обладает дошкольник, и обеспечивается в той или иной мере направленное психофизическое развитие детей [4].
Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в увеличенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этойсвязи физическое воспитание можно обусловить как процесс физической подготовки дошкольника к полноценной жизни.
Физическое воспитание дошкольников представляет большую педагогическую роль. Оно вырабатывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем достичь успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дети становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами [5].
Старший школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее значимых периодов в процессе формирования личности дошкольника. Двигательная активность в дошкольном возрасте играет огромную роль в комплексном развитии ребенка. В старшем дошкольном возрасте более интенсивно развиваются психофизические качества, в том числе скоростно-силовые [5].
Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в ДОУ этого процесса на практике свидетельствуют о том, что существенное внимание на занятиях физической культуры уделяется формированию основных движений. В результате дети не приобретают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы важнейшее влияние на формирование психофизических качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранчукова, Г. А. Воспитательные возможности в процессе проведения подвижных игр / Г. А. Баранчукова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 41- 42.
2. Волошина, Л. Современная методология обучения играм с элементами спорта / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. 2012. - № 11. - С. 27-32.
3. Грядкина, Т. С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание) / Т. С. Грядкина. - Волгоград: ВГАФК, 2012. - 31 с.
4. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 10-14.
5. Седых, Н. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Монография / Н. В. Седых. - Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2014.- 177 с.