Юлия Лещёва
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках.
▼ Скачать + Заказать документы
Научные исследования в области физиологии, психологии,
педагогические эксперименты, которые проходили в детских садах под
руководством АПН РСФСР, послужили основанием разработки методик
обучения дошкольников пению, которые впоследствии получили название
«классических». Это методики Н. А. Метлова, Н. А, И. Л. Дзержинской,
Орловой и Бекиной, Т. С. Бабаджан. Все они были разработаны в 60-80-х
годах и по сей день не утратили своего значения в теории и практике
музыкального дошкольного образования. Их непреходящая
Публикация «Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках,» размещена в разделах
востребованность, «эталонность» обусловлена тем, что они основываются на
серьезном теоретическом фундаменте и экспериментальной проверке
предлагаемых в методиках содержания, средств, методов певческого
воспитания дошкольников.
Один из основоположников общественного дошкольного воспитания в
нашей стране является Николай Афанасьевич Метлов (1885-1971) – видный
советский ученый, методист, педагог, научный вклад которого в разработку
проблемы обучения пению дошкольников сложно переоценить. Изучая
природу и развитие детского голоса и слуха, он в 1940 году защитил
кандидатскую диссертацию на тему «Обучение пению детей старшей группы
детского сада». В ней он определил особенности голосового аппарата,
физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и
навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к
песенному репертуару детского сада, рекомендации по охране детского
голоса и слуха, подходы к обучению пению дошкольников, методику
разучивания песенного репертуара. Подходы ученого и методиста к развитию детского голоса основывались
на принципах доступности, систематичности, последовательности в
обучении детей пению, дифференциации средств и методов обучения в
зависимости от возрастной группы, бережном отношении к голосу ребенка.
Не случайно им был поднят вопрос об охране детского голоса и разработаны
конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям.
Эти рекомендации немногочисленны, но они значимы, поскольку
позволяют уберечь детский голос от чрезмерного напряжения и воздействий,
которые могут повредить еще слабому, хрупкому, находящемуся в стадии
развития голосовому аппарату ребенка. Н. А. Метлов пишет:
«Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только …владеть
методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели
естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Сам
педагог тоже не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной
обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает
детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно
влияют на нервную систему ребенка….Не следует поощрять пение детьми
взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по
радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует
развитию слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред
слабым голосовым связкам малыша» и т. д.
Помимо вышеперечисленных принципов Н. А. Метлов придавал большое
значение принципам наглядности, сознательности и прочности в певческом
воспитании дошкольников. Он отмечал, что в процессах обучения пению
такие органы чувств как зрение, мышечное чувство дополняют и
конкретизируют слуховое восприятие ребенка. Музыкальные лесенки, показ
жестами звуковысотного движения позволяют ребенку ощутить разницу
между высокими и низкими звуками, не только услышать, но увидеть
направление движения мелодии и др. Но основным приемом наглядности –слуховой и зрительной он считал образец исполнения песни педагогом. Он
предостерегал педагогов от чрезмерного использования игрушек и
иллюстраций: «Не следует злоупотреблять показом игрушек и превращать
музыкальные занятия в кукольный театр». Наглядность в
обучении должна быть направлена на повышение интереса детей к
музыкальным занятиям, развитие сознательности, легкости и прочности
усвоения песен.
Н. А. Метлов полагал, что у детей дошкольного возраста необходимо
воспитывать сознательное отношение к пению. Он пишет, что «…знания,
умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты
детьми и дети могут передать их словами. Сознательность тесно связана с
умственной, волевой активностью детей, их заинтересованностью песенным
репертуаром». Большое значение в формировании у
дошкольников осознанного восприятия и исполнения песен он придавал
выразительному показу и слову педагога, нацеленным на раскрытие
содержания песни, передачу музыкального образа, объяснение технических
приемов исполнения. Систематическое повторение выученного репертуара
также является одним из факторов певческого развития дошкольников,
прочности усвоения навыков. Н. А. Метлов отмечает, что закрепление
песенного репертуара должно быть не механическим, но сознательным его
воспроизведением, а чтобы повторение песни не наскучило детям, надо
разнообразить процесс, внося элементы нового. «При повторении надо
подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и
ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии
и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и
прочность усвоения вокальных навыков».