Юлия Лещёва
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках.
▼ Скачать + Заказать документы
Один из основоположников общественного дошкольного воспитания в
нашей стране является Николай Афанасьевич Метлов (1885-1971) – видный
советский ученый, методист, педагог, научный вклад которого в разработку
проблемы обучения пению дошкольников сложно переоценить. Изучая
природу и развитие детского голоса и слуха, он в 1940 году защитил
кандидатскую диссертацию на тему «Обучение пению детей старшей группы
детского сада». В ней он определил особенности голосового аппарата,
физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и
Темочки:
навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к
песенному репертуару детского сада, рекомендации по охране детского
голоса и слуха, подходы к обучению пению дошкольников, методику
разучивания песенного репертуара.
Подходы ученого и методиста к развитию детского голоса основывалисьна принципах доступности, систематичности, последовательности в
обучении детей пению, дифференциации средств и методов обучения в
зависимости от возрастной группы, бережном отношении к голосу ребенка.
Не случайно им был поднят вопрос об охране детского голоса и разработаны
конкретные рекомендации воспитателям и музыкальным руководителям.
Эти рекомендации немногочисленны, но они значимы, поскольку
позволяют уберечь детский голос от чрезмерного напряжения и воздействий,
которые могут повредить еще слабому, хрупкому, находящемуся в стадии
развития голосовому аппарату ребенка. Н. А. Метлов пишет:
«Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только …владеть
методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели
естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Сам
педагог тоже не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной
обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает
детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно
влияют на нервную систему ребенка….Не следует поощрять пение детьми
взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по
радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует
развитию слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред
слабым голосовым связкам малыша» и т. д.
Цикл пособий по обучению дошкольников пению Т. М. Орловой и С. И.
Бекиной «Учите детей петь» для детей младшего, среднего и старшего
возраста – еще один образец классической методики. Аналогично методике
обучения пению Н. А. Метлова, авторы дают характеристику возрастным
особенностям слуха и голоса дошкольников, раскрывают задачи и
содержание певческого воспитания в конкретных возрастных группах,
предлагают методы и приемы, способствующие формированию у детей
элементарных вокально-хоровых навыков. Принципы, которыми
руководствуются методисты, аналогичны принципам, на которых
основывается методика обучения пению Н. А. Метлова. Отличие заключается
в том, что Т. М. Орлова и С. И. Бекина придают большое значение в развитии
вокально-хоровых навыков дошкольников певческим упражнениям. Ими
разработана система упражнений, нацеленных на развитие голоса и слуха
детей. Авторы пишут: «Певческие упражнения являются прекрасным
вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют
развитию музыкального слуха и голоса».