Ольга Мишустина
Консультация «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании семьи в будущем.
Публикация «Консультация „Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Темочки
Семейное воспитание в условиях детского дома – одна из наиболее актуальных, сложных и деликатных проблем воспитательного процесса. Подготовка детей – сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Подготовить человека к семейной жизни - это не просто дать ему запас определенных знаний, задача куда сложнее, необходимо воспитать наших мальчиков и девочек в убеждении, что брак, семья требуют самого серьезного, ответственного к себе отношения.
Жизненный опыт показывает, что бывшие воспитанники детских домов либо не могут создать свою собственную семью, либо создают неблагополучную семью, которая чаще всего распадается. Их дети тоже часто становятся воспитанниками детских домов. Для меня, как педагога особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными.
Для решения проблем по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, формированию у них семейных ценностей мною разработана специальная программа. В ней учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи. В ходе реализации программы ставлю следующие задачи:
-формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т. д. ;
-обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
-формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
-формировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, ответственности за их здоровье;
-формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Программа состоит из разделов:
1. Семейная экономика – учить детей оптимально распределять семейный бюджет.
2. Приемная семья - раскрыть понятие приемной семьи, ее особенности, учить бесконфликтному общению.
3. Здоровье семьи.
4. Семейное законодательство.
5. Семейные праздники.
Выходя за порог детского дома, воспитанники должны уметь себя самостоятельно обслуживать - приготовить еду, спланировать покупку продуктов на неделю, должны знать, как питаться правильно. Поэтому, воспитание в детях самостоятельности - это главная задача, которую я стараюсь решить. Особое внимание уделяю социально - бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В детском доме созданы условия для социализации: стиральная машина, утюги, холодильники, микроволновая печь, электрическая плита с духовкой, чайник, набор посуды, разделочные доски, столовые приборы. Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателей. Дети умеют стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновке, помыть посуду.
В ходе практических занятий дети рассматривают вопросы соблюдения личной гигиены, учатся шить, гладить и производить мелкий ремонт одежды, вести домашнее хозяйство, организации личной жизни и индивидуальной деятельности; формируются умения и навыки по их обеспечению.
К вопросам личной гигиены относятся: уход за волосами и телом, пользование туалетом, привычка следить за одеждой и обувью, поддержание чистоты в месте проживания, украшение помещения. В ходе занятий провожу следующие беседы-практикумы: “С чего начинается дом, квартира”, “Правила поддержания чистоты в помещении”. Практические занятия: “Уход за различными видами одежды”, “Глажка личных вещей. Значки на одежде”, “Уход за различными видами обуви”. На этих занятиях воспитанники приобретают навыки самообслуживания.
Для получения навыков кулинарии проводятся ставшие уже традиционными, практические занятия по субботам и в дни каникул - приготовление семейного ужина. Перед проведением занятий беседуем с детьми о том, какое блюдо они хотели бы научиться готовить, рассматриваем иллюстрации с рецептами. На занятии прививаются навыки сервировки стола и приготовления основных блюд, а именно - блины, каши, супы, бутерброды, салаты. В ходе занятий проводятся конкурсы-практикумы на лучшее украшение стола, на которых дети демонстрируют свои умения и навыки. В обязательном порядке учим детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формируем навыки культурного принятия пищи.
Занятия - практикумы с использованием бытовой техники, я уверена в этом, помогут воспитанникам в дальнейшем быстрее адаптироваться к новым условиям быта.
При наличии широкого ассортимента продуктов, дети проявляют фантазию к созданию полноценных блюд и умеют их приготовить, появляется возможность привить детям любовь к приготовлению пищи, сделать занятия увлекательными.
Помимо этого, есть замечательные поварские профессии - повар, кондитер получив представление о которых, ребенок из детского дома, возможно, захочет пойти по этому пути и занять свое достойное место в жизни.
Особое внимание обращаю на вновь поступивших воспитанников, эти навыки у них практически не привиты.
Социум. Воспитанники детского дома должны иметь представление о назначении поликлиники, аптеки, сберкассы и т. д. С целью ознакомления, организуем экскурсии в аптеку и поликлинику. Дети должны соблюдать правила поведения в общественном транспорте и общественных местах. Для привития этих навыков проводятся экскурсии по улицам города, на вокзал, развлекательный центр, дети учатся быть пассажирами общественного транспорта: автобуса, троллейбуса, маршрутного такси. В ходе экскурсий в продовольственный магазин и промтоварный, супермаркет дети учатся выбирать продукты для приготовления пищи, соблюдать правила поведения в магазине, на рынке. Перед походом в магазин провожу беседы “Торговые предприятия и их назначения”, “Виды товаров, их маркировка”. Дети должны уметь различать основные средства связи, уметь пользоваться домашним телефоном и культурно разговаривать. Экскурсии в различные службы: ремонт часов, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, библиотека учат детей обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
Совершенно очевидно, что именно дети, воспитывающиеся в детском доме, должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни : не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, педагоги.