Елена Тарасова
Подготовка руки к письму посредством развития мелкой моторики в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте, как правильно подготовить их к школе – этот вопрос волнует любого педагога перед выпуском детей в школьную жизнь. Одним из показателей функциональной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Для ребенка-дошкольника его руки – замечательный, подвижный инструмент. Собственные пальчики – это первая игрушка ребёнка. Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему, активизирующих мыслительную деятельность детей. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Публикация «Подготовка руки к письму посредством развития мелкой моторики в различных видах деятельности» размещена в разделах
Последние исследования нейробиологов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием мелкой моторики, речью, мыслительными операциями. А. Н. Соколов в своих исследованиях доказал, что задержка артикуляции младших школьников в процессе умственной работы вызывает серьезные нарушения в понимании текста, что влечет за собой проблемы в успеваемости. Поэтому, одним из направлений, реализующих задачи ФГОС, является развитие мелкой моторики.
Процесс подготовки к письму требует от ребенка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий, нужно использовать самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Разные виды деятельностипри целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов.
Проблеме развития мелкой моторики необходимо уделять внимание, начиная с ясельной группы, а со старшей группы проводить углубленную работу с детьми в этом направлении
В младшем дошкольном возрасте работа сводится, в основном, к разучиванию и проведению пальчиковой гимнастики, которая проходит через все режимные моменты. Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки.
С младшего возраста для развития мелкой моторики рук можно использовать игры с камешками, песком, веточками, семенами, выкладывание узоров, геометрические фигуры. Отводить время для работы с пазлами, кубиками, конструкторами, настольными играми.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие на речевую функцию. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речь, но и на здоровье ребенка.
Развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте способствуют различные виды труда, шитье, вышивание, простейшие приёмы плетения макраме.
Со старшей группы вводиться еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков, знакомству с буквами и звукобуквенному анализу простых слов. Предлагать детям выложить контуры букв из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков, т. п.) из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит, вылепить пластилина (алфавитное печенье).
Целостному восприятию буквы, выделению её характерных признаков, а так же появлению положительного отношению к письму, способствует заучивание стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме. Это способствует развитию логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, наблюдательности.
Для развития ручной умелости, целесообразно использовать различные виды инсценирования, с использованием пальчикового театра. Оригинальны и интересны и пальчиковые игры, которые тоже представляют миниатюрный спектакль, где актерами являются пальцы.
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
Кроме всего перечисленного, использовать различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений.
Использовать зрительные диктанты, дети учаться внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая из цветных палочек геометрические фигуры или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередовать со слуховыми, цель которых, развитие внимания к речи воспитателя.
Активизации формирования графических навыков в процессе развития мелкой моторики при подготовке руки к письму способствует комплекс педагогических условий, который включал в себя:
• специальное обучение детей с целью накопления у них необходимых навыков, овладения специальными знаниями;
• активное использование форм, методов и средств, обусловливающих эффективное формирование графических навыков в процессе подготовки руки к письму;
• организацию окружающей предметно-развивающей среды, предусматривающей: наличие необходимой методической литературы, дидактических пособий, картотек, различных материалов, стимулирующих детей к использованию;
• личная заинтересованность педагога и объединение усилий всех участников педагогического процесса для решения поставленных задач.