Наталья Янгулова
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи:
•Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
•Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
•Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
•Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
•Воспитывать познавательный интерес к русскому язык.
Актуальность
Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.
Мною были систематизированы дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране.
Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном учебно-методическом комплексе, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.
Адресовано: Воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми, а также учителям начальных классов для проведения занятий по подготовки детей к школе на подготовительных курсах.
Условия реализации: массовая группа детского сада, домашние условия, школьные занятия.
Краткая характеристика содержания
1.«Звуки»
Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.
2.«Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
3.«Согласные звуки»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
4.«Алфавит» (2 занятия)
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
5. «Гласные и согласные звуки» (2 занятия)
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
6.«Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
7.«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
8.«Слова и предложения»
Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.
9.«Слова и предложения»
Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
10.«Повторение» (2 занятия)
Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
11.«Как древние люди общались друг с другом»
Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
12.«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
13. Итоговое и занятие
Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.
Результативность использования учебно-методической разработки:
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
Перспективы использования учебно-методической разработки:
•Детские сады общего вида;
•Группы кратковременного пребывания;
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 1
Тема: «Звуки»
Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.
Задачи:
Обучающая задача : Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», музыкальные детские инструменты: маракасы, треугольник, металлофон, бубен, барабан, дудочка, фонограмма звуков природы и отрывок музыкального произведения, письмо Пиши-Читая, музыкальный центр.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране «Пиши-Читай». Мы познакомимся с жителями этой страны. А жители этой страны раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы, слова и предложения. Помогут стать нам грамотными людьми, готовых отправиться в другое, увлекательное путешествие по стране «Знаний».
А встречает нас в стране «Пиши-Читай» ее хранитель мудрейший, из мудрейших сам Пиши-Читай
Он прислал нам письмо
Письмо Пиши-Читая
«Дорогие ребята! Я рад приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране. Надеюсь, вы будите внимательными, любознательными, добрыми, отзывчивыми детьми. Получите знания, которые помогут вам хорошо и отлично учиться в школе. Удачи вам. Ваш друг Пиши-Читай.»
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, досчитайте до 10, мы отправляемся в путь. (звучит фонограмма звуков природы). Вот мы с вами и оказались в стране «Пиши-Читай». (на доске карта страны).
Воспитатель шё потом: Послушайте, ребята как тихо, ни звука. А как вы думаете, что можно услышать на улице в обычном городе или поселке? (ответы детей - разговор, щебет птиц, самолёт, лай собаки, мяуканье кошки, шум машин).
Мы оказались с вами в городе волшебной страны, который называется «Звукоград». Как вы думаете, кто в этом городе живет? (ответы детей). Конечно это звуки. Их очень много и они все разные.
Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья.
Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты.
(Все звуки, по возможности, демонстрируются).
Эти звуки не всегда приятны.
А есть звуки очень приятные: это звуки музыки. Вот послушайте. (звучит фонограмма маленького отрывка)
Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.
Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём.
Воспитатель:
•На чём играет Катя? (на дудочке). (просить, чтобы дети давали полный ответ)
•Что делает дудочка? (дудит).
По аналогии строятся все вопросы и ответы: треугольник - звенит, бубен — гремит, барабан — барабанит, металлофон — играет
Воспитатель: Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? (ответы детей). Это называется — оркестр. Я хочу, чтобы у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе.
(Все дети играют на инструментах).
Игра «Чего не стало?»
На столе лежат музыкальные инструменты. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: — Чего нет? Дудки. Чего нет? Барабана. металлофона. бубна. (полный ответ - на столе нет)
Игра «Отгадай, что звучит»
За ширмой воспитатель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т. д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.
Разминка в форме релаксации.
Воспитатель: А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем. А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.
Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.
Воспитатель: Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря — вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?
В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.
Воспитатель:
•Что делают наши ушки? (слушают)
•Что они слышат? (звуки)
•Какие бывают звуки? (звуки природы, музыки, предметов)
Молодцы! Конечно, это звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. На сегодня наше путешествие по городу «Звукоград» заканчивается. В следующий раз мы продолжим изучать этот удивительный город и его удивительных жителей.
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 2
Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
Задачи:
Обучающая задача : Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», предметные картинки, карточки со звуками, фонограмма песни «Вместе весело шагать», красные карандаши, карточки красного цвета из картона, музыкальный центр, 5 кукол.
Ход занятия:
Воспитатель:
•По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране «Пиши-Читай»)
•Как зовут мудрейшего жителя этой страны? (Его зовут - Пиши-Читай)
•В каком городе волшебной страны мы побывали? (Звукоград)
•Кто живет в этом городе? (Звуки)
•Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов)
Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да).
Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки. (звуки находятся на доске, воспитатель показывает и называет их вместе с детьми) – [а, о, у, э, ы, и].
Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).
Игра «Назови звук в начале слова»
Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).
Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).
Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т. д.
Игра " Куклы заблудились "
Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.
Физкультминутка.
Дети встали, закрыли глаза.
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а. " (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)
Игра «Назови гласный звук и найди его место»
Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.
Воспитатель: У меня в руках картинка.
•Что изображено на картинке?
•Сколько звуков в слове?
•Какой гласный звук слышим?
•Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова? (нужный квадрат закрывается красной карточкой.)
Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые. Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).
Игра "Поймай звук"
Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой гласный в этом слове и какой он по счету, например, "сыр ". Ребё нок ловит мяч и отвечает: "Ы", второй звук - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание следующему ребенку.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто позвал»
Вызванный воспитателем ребенок, с завязанными глазами, должен отгадать голос другого ребенка, который произносит любой гласный звук на распев.
Игра "Утки и окуни".
Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.
•Вам понравилась играть со звуками?
•Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
•О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).
•На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).
•Сколько гласных звуков? (их 6).
•Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).
Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».