Захарова Оксана
Консультация «Подготовка и проведение экскурсий»
▼ Скачать + Заказать документы
Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста ребенка, сенситивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно.
В литературе есть упоминания о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» С. Лупан пишет, что ее собственные дети начинали посещать художественные музеи и выставки в возрасте полутора-двух лет. При этом С. Лупан подчеркивает, что посещение музея или вернисажа требует предварительной подготовки и не может носить спонтанного характера. У ребенка должен быть запас представлений о картинах, их авторах и художественных образах. С этой целью дома подбираются репродукции картин, которые ребенок в начале просто запоминает по названию, затем содержание картин соотносится с жизненными ситуациями, библейскими сюжетами и т. п., и, наконец, ребенок знакомится с подлинниками в музее.
Публикация «Консультация „Подготовка и проведение экскурсий“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
В 20-е годы XX столетия А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследования (Н. Д. Рева, Т. В. Чумаковой, Е. Н. Конуховой, Н. Л. Кульчинской идр.) также подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако такая работа ориентировалась на младших школьников. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнений необходимость снизить этот возрастной ценз. С 1990-х годов проводится работа (А. П. Михеевой, Л. В. Пантелеевой и др., направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.
Таким образом, каждому учреждению и семье предстоит самостоятельно решать, с какого возраста следует начать знакомство ребенка с музеями. Одно можно утверждать с достаточной уверенностью - важна серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений ребенка, формирование навыков музейного поведения.
Нельзя не сказать и еще об одной проблеме. Вслед за стремлением опре-делить возраст, с которого необходимо начать знакомство с экспозициями музея, естественным будет вопрос: с какими видами музеев следует знакомить дошкольников.
Сегодня накоплен определенный опыт художественно-эстетического раз-вития личности ребенка музейными средствами. Следовательно, основные разработки относятся к художественным, литературным, мемориальным и краеведческим музеям. Что же касается музеев других видов, то изучение их педагогической ценности в работе с детьми дошкольного возраста является новой и вполне перспективной областью исследований.
II. Организация проведения детских экскурсий
1. Подготовка дошкольников к посещению музеев.
Чем следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с детьми?
Прежде всего, наличие музея того или иного профиля. Не является секретом тот факт, что не во всех населенных пунктах есть даже краеведческие музеи, не говоря уже о художественных, музыкальных и пр. В этом случае проблему поможет решить музейная экспозиция дошкольного образовательного учреждения. Не стоит сомневаться, что в условиях детского сада можно сформировать представление о предмете как портрете времени, музейных профессиях и пр.
В том случае, если музеев несколько, можно ориентироваться как на их территориальное расположение, так и на интерес детей к предметам, представленным в музейных экспозициях.
Территориальная близость значительно упрощает возможность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с музеем и обеспечивает большую безопасность детей в ходе музейных экскурсий. Однако в большей мере следует ориентироваться на устойчивый интерес дошкольников к той или иной области человеческих знаний.
Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое за-трачивается на занятие любимым делом, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Проявляться интерес может в коллекционировании, оформлении разнообразных альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, игре и т. п.) интересующую тему, целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, стремлении получить информацию из разнообразной литературы, количестве и глубине задаваемых взрослым вопросов.
Приведем пример. Мама Оли сохранила много своих кукол. Они долго лежали на антресолях. Как-то, наводя порядок, мама достала друзей своего детства. Оля с удовольствием перебирала кукол, рассматривала одежду, потом помогала ее чистить и, наконец, попросила оставить игрушки в комнате. Вечером, укладывая Олю спать, мама рассказала ей историю одной куклы, на следующий день еще одну. И так несколько вечеров подряд. Девочка слушала внимательно и задавала много вопросов: в какие куклы играла мамина бабушка? Какая кукла самая большая? Какими были самые первые куклы? и т. п.
Вечерние разговоры оставили в душе девочки яркий эмоциональный след. Она очень активно делилась своими впечатлениями с друзьями в детском саду. Воспитатели группы обратились к Олиной маме с просьбой принести коллекцию и познакомить с нею детей. Женщина согласилась. Состоялось несколько бесед, после чего многие девочки принесли своих кукол. Через два месяца дети с воспитателями отправились в краеведческий музей. Понятно, что экскурсия, была посвящена детским игрушкам и их месту в жизни человека.
Посещение художественного музея предполагает предварительное знакомство с репродукциями картин, их названием, историей создания; музея-усадьбы - с биографией человека или семьи, которая жила в этом месте; исторического – с событиями или общественными явлениями и т. п. Если материал, с которым собираются познакомить ребенка на экскурсии не является областью его интересов, то в процессе подготовки необходимо обратить внимание на такие факты, которые будут стимулировать потребность в получении дополнительных знаний о людях, образе их жизни и деятельности. Целесообразно в процессе бесед, рассматривания иллюстраций, наблюдений на прогулках, праздниках, гуляниях создавать проблемные ситуации, решение которых можно найти в процессе посеще-ния музея. Например, рассматривая манекены в витринах магазина, спросить, являются ли они куклами и какие куклы еще существуют?
Однако, подготовительная работа, направленная на расширение и углуб-ление знаний с установкой на поисковую деятельность возможна с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо накапливать информацию о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Это могут быть репродукции картин, которые ребенок двух-пяти лет увидит в галерее; велосипеды или машины, модели или подлинники которых выставлены в музеях технической направленности; оружие, мебель, предметы быта и пр.
Известно, что информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окраску. Выделяют особую эмоцию - любопытство, которая может стать основой любознательности. В свою очередь, любознательность является проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, создания проблемных ситуаций, стимули-рования интереса ребенок с нетерпением начинает ожидать встречи с музеем.
При подготовке ребенка к восприятию музейных экспозиций необходимо познакомить его с правилами поведения в музее. Можно просто побеседовать с ребенком о том, что в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной музейной обуви; большие сумки, зонты, трости следует оставлять в гардеробе; музейные экспонаты нельзя трогать руками; рассматривая экспозиции музея, не стоит громко разговаривать; переходы из зала в зал должны проходить спокойно и т. п. Наиболее интересной и запоминающейся формой усвоения правил поведения в музее будет любая игровая форма. Например, картинки-вопросы, комиксы, занимательные упражнения и пр.
Следующий этап в процессе подготовки дошкольника к посещению музея связан с выбором содержания экскурсии. Сначала необходимо определиться с целью предстоящего похода в музей любого вида. Экскурсия может проводиться с целью формирования представлений о направленности работы разных музеев, расширения знаний о явлениях в природе и обществе, развития детского технического или художественного творчества и т. п. В соответствии с целью следует отобрать содержание экскурсии. В выбранном музее целесообразно узнать, какие темы экскурсий предлагаются посетителям, насколько они адаптированы или могут быть адаптированы для дошкольников. В настоящее время в целом ряде музеев страны (Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Орла,Архангельска и др.) разработаны специальные программы для дошкольников и младших школьников.
Если в музее существуют такие экскурсии, то родителям или педагогам есть смысл пройти вместе с экскурсионной группой, познакомиться с содержанием и составить собственное мнение о доступности данной экскурсии ребенку. Может случиться так, что экскурсий, рассчитанных на дошкольников в музее нет или ее содержание, по мнению взрослого, не подходит ребенку дошкольного возраста. В этом случае возникает необходимость самостоятельно подготовиться к роли экскурсовода.
2. Формы работы с детьми.
Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с ката-логами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций, выпускаемых музеем, и научно-популярной литературой библиотек. Содержание выстраивается в соответствии с видом и структурой экскурсии. Следует обратить особое внимание на разнообразие приемов преподнесения материала. К ним относят имитационные действия, игровые упражнения, воображаемые путешествия и т. п. Дошкольники с интересом воспринимают появление какого-либо игрового персонажа, который помогает вести экскурсию. Экскурсоводами могут быть Муза искусства - в музее изобразительных искусств, светлячок или кузнечик - в музыкальном, домовенок Кузя - в этнографическом или краеведческом, Ученый кот - в техническом и т. п. Игровой персонаж раскрывает историю старых вещей, помогает детям отвечать на вопросы или выполнять задания. Образ игрового персонажа должен соответствовать профилю музея, а иногда содержанию экспозиций. Муза искусства - кукла в древнегреческой тунике. В руках у нее факел или фонарик. Несложное устройство с батарейкой может сделать Музу живой (факел загорается, если дети правильно выполнили задание, подобрали образное выражение, определили настроение картины и т. п.). Кузнечик одет во фрак со скрипкой в руках; у Ученoгo кота на носу интеллигентное пенсне и т. д.
Экскурсия должна быть грамотно завершена. После обобщения, которое делает экскурсовод или в ходе него; дети должны получить подарки-сюрпризы: открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии игровых персонажей с их автографами, аудиокассеты, портреты знаменитых людей, книги и пр. Важно, чтобы, подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, его необходимо приготовить заранее и привлечь к этому родителей. Если детей мало (один -три - человека, то подарки-сюрпризы можно изготовить самостоятельно.
В целом, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать, что:
информация должна быть объективной, научной, доступной;
игровые приемы и упражнения должны быть связаны по смыслу с темой экскурсии;
эмоциональный фон экскурсии должен идти по нарастающей;
вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй организуется ее закрепление в игровой форме;
рассказ о различных экспонатах должен обладать внутренней логикой;
все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии;
заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме;
длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» (для детей пятого года жизни экскурсия длится 15-20 минут, шестого - 20-25 минут, седьмого -25-30 минут).
И, наконец, подготовительный этап завершается выбором пути следования детей к месту экскурсии или в музей. Гораздо проще дело обстоит в том случае, если в музей отправляются всей семьей. Сложнее - если на музейную экскурсию идет группа воспитанников детского сада. Очень важно, чтобы детям была обеспечена полная безопасность для жизни и здоровья.
Прежде всего, необходимо решить, как будет производиться движение - пешком или на транспорте. В том случае, если в музей предполагается идти пешком воспитателям следует:
Договориться с родителями, которые будут сопровождать группу;
Самостоятельно пройти весь маршрут, отметив места, где есть пешеходные переходы, светофоры, большие скопления людей и пр. ;
Выяснить возможности миновать наиболее оживленные участки пути;
Приготовить красные флажки для использования их во время движения.
Однако чаще всего музеи располагаются достаточно далеко от образовательных учреждений. Следовательно, для организации экскурсий потребуются транспортные услуги. В этом случае недостаточно заказать автобус. Необходимо обеспечить медицинское и милицейское сопровождение. Автобус должен быть оснащен специальными предупреждающими знаками, которые располагаются на лобовом и заднем стекле. Во время движения дети должны только сидеть. Не лишним будет участие родителей. Продолжительность движения может продиктовать необходимость приготовления питьевой воды (особенно, если это летний период).
Очень важно, чтобы дети помнили о цели путешествия. Поэтому, после того как дети займут свои места, им следует напомнить, что у них сегодня не обычная поездка. Все вместе они направляются в храм, где живут музы - в музей (в гости к домовенку Кузе, Ученому коту и пр.). Около музея взрослый еще раз напоминает, что детям предстоит встреча с сокровищами музея. Целесообразно повторить правила музейного поведения.
Тщательно продуманная, эмоционально проведенная экскурсия будет иметь наибольший познавательный эффект в том случае, если после экскурсии будет грамотно организовано закрепление полученной информации. Не всегда целесообразно обмениваться впечатлениями сразу после посещения музея. В некоторых случаях детям следует дать время осмыслить увиденное и услышанное. Вечером того же дня (если это младшие дошкольники, на следующий день или даже через несколько дней (если это старшие дошкольники) необходимо провести итоговую беседу. Выбор времени для проведения беседы зависит от желания и потребности детей еще раз вернуться к теме экскурсии.
Иногда взрослому бывает трудно начать беседу о содержании экскурсии. Достаточно традиционными являются вопросы: где вы (мы) были? Что вы (мы) там видели? Такие вопросы не требуют вдумчивых ответов. Для того, чтобы беседа была содержательной, необходимо обратиться к тем приятным моментам экскурсии, которые оставили в душе детей яркий эмоциональный след. Например, к подаркам-сюрпризам. Рассматривание открыток, чтение книг, сборка изделий из подаренных деталей конструктора помогут начать беседу. Естественными будут вопросы: откуда это взялось? Кто это подарил? Почему именно этот подарок был преподнесен на память? Таким образом, взрослый создаст поисковую ситуацию, заставляющую ребенка не просто перечислять увиденное, но и вспоминать услышанное в ходе экскурсии. Конечно, этими вопросами беседа не исчерпывается. Все последующие вопросы должны носить поисковый характер.
Вопросы в итоговой беседе формулируются таким образом, чтобы можно было определить, какой объем знаний есть у детей, насколько эти знания системны и прочны, появился ли интерес к предмету изучения. Для начала беседы вопросы могут быть с формулированы следующим образом:
Как ты думаешь, почему динозавры такие большие?
П. И. Чайковский написал музыку к «Спящей красавице», «Щелкунчику», «Лебединому озеру». Как ты думаешь, что общего у этих произведений?
В какой комнате дворца тебе хотелось немного пожить? Почему?
Интересно, чем похожи магнит и обычная батарейка? (элемент питания).
В чьем лесу тебе больше всего хотелось бы погулять: И. И. Шишкина или И. Л. Левитана? Почему?
3. Экскурсионные циклы.
И, наконец, посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект будут иметь экскурсионные циклы.
Взрослые сами могут решить, как будет компоноваться содержание занятий. Однако, во-первых, целесообразно сохранить выстроенную иерархию, во-вторых, перед началом занятий приготовить длинную ленту старых обоев (примерно два-три метра). На обратной стороне обоев постепенно будет составляться фриз, на котором отразится все содержание цикла. Создавать панно начинают с первых занятий. В соответствии с количеством страниц русской военной азбуки, фриз делят на шесть равных частей, внизу выделяют свободную полосу шириной 15 см.
Следуя выделенной хронологии, сначала дети усваивают информацию о русском князе Александре, прозванном Невским. Рассказ педагога может иллюстрировать репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский».
Вторая страница рассказывает о победах русского оружия под руководством Александра Васильевича Суворова.
Завершить изучение тематического цикла целесообразно праздником, вечером-развлечением в музее, в котором примут участие военнослужащие российской армии, воины запаса или члены военно-исторических клубов.
Приведем пример музейного праздника, проведенного в канун 9 Мая в Военно-историческом музее с детьми подготовительной группы.
Определить объем знаний детей о музее, его назначении, правилах музейного поведения и пр. можно с помощью диагностики, которая проводится как в форме беседы, так и с помощью дидактических игр и заданий. Детям старшего дошкольного возраста в ходе беседы предлагаются следующие вопросы:
Что такое музей? (Как ты думаешь, где хранятся старые вещи, картины, машины? и пр.).
Что хранят в музее? (Как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи, красивые картины? и пр.).
Был ли ты в каком-либо музее?
С кем ты ходил в музей?
Что тебе запомнилось больше всего?
Есть ли у вас дома коллекции интересных предметов? Кто их собирает?
Зачем вы (папа, мама, брат и др.) коллекционируют эти вещи?
Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком в спокойной обстановке при условии его положительного настроя на беседу со взрослыми.
По результатам собеседования проводится как количественный, так и качественный анализ полученных данных. Для качественной обработки ответов детей могут быть разработаны: шкала оценок или критерии анализа. Это позволяет определить уровень представлений детей о музее и музейной культуре. Можно предложить такие критерии оценки ответов детей.
Высокий уровень - дети знают, что такое музей и имеют представление о его назначении, им знакомы правила музейного поведения, а также они вполне осознано выбирают предметы для рассматривания.
Достаточный уровень - дети имеют представление о музее и музейном поведении, могут назвать некоторые из них, чаще всего их внимание привлекают предметы яркие, необычные.
Допустимый уровень - дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать одно, два правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея.
Низкий уровень - дети не знают, что такое музей, даже при помощи взрослого не могут выделить правила музейного поведения, к музейным предметам равнодушны (не могут их даже перечислить).
При математической обработке полученных данных, каждому положительному и полному ответу может быть присвоено определенное количество баллов. Например: вопрос 1 - 2 балла; вопрос 2 - 3балла; вопрос 3 - 1 балл; вопрос 4 - 1 балл; вопрос 5 - 3 балла; вопрос 6 - 2балла; вопрос 7 - 2 балла. Всего 14 баллов. Следовательно, максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок, составляет 14 баллов.
Данная шкала поможет определить уровень представлений ребенка-дошкольника о музее, его назначении и правилах музейного поведения, а результаты анализа - спланировать дальнейшую работу.
При планировании работы по ознакомлению дошкольников с историческими, техническими, литературными и другими экспозициями опрос может вестись и с помощью разнообразного наглядного материала. Например, готовясь к посещению Дома-музея Н. С. Лескова можно предложить детям рассмотреть иллюстрации к его произведениям «Сказ о Тульском косом левше и стальной блохе» и «Тупейный художник». В ходе рассматривания детям предлагаются следующие вопросы:
- Кто изображен на иллюстрации?
- Чем он прославился?
- Кто был автором «Сказа.»
Анализируя ответы детей, педагог намечает предварительную работу и совместно с сотрудником музея цели, задачи, игровые приемы и творческие задания для экскурсии.
III. Заключение
В целом, входе приобщения дошкольников к музейной культуре, специалистам двух учреждений предстоит решать следующие задачи:
Формировать интерес к музею как хранилищу духовных и материальных ценностей людей.
Формировать навыки музейного поведения у детей дошкольного возраста.
Учить понимать язык предметов как носителей закодированной информации эпох.
Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.
Воспитывать потребность в полезном и активном проведении свободного времени.
Эти задачи могут конкретизировать в соответствии с типом музея, региональными особенностями, целями и задачами работы каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения.