Приложение МААМ

Подготовка детей к обучению в школе

Ткачева Татьяна
Подготовка детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема подготовки детей к обучению в школе всегда остается актуальной для педагогов детских садов. Потому что, положительным результатом дошкольного образования в целом должны стать: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и др. ; появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, что является основой для адекватной деятельности человека в мире.

В этом заинтересованы все:

- педагоги детского сада,

Публикация «Подготовка детей к обучению в школе» размещена в разделах

- учителя начальных классов,

- родители,

- сами дети.

В настоящее время в условиях модернизации образования решаются следующие актуальные проблемы, возникшие в процессе развития дошкольного образования :

- понижение уровня здоровья детей и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту вследствие возникающих учебных нагрузок;

- качество дошкольного образования, снижающееся в силу естественного для социально-экономической ситуации расширения спектра дополнительных образовательных услуг;

- вариативность современного дошкольного образования (комплексные и парциальные программы);

- отсутствие единых требований к выпускникам дошкольных учреждений и детям, поступающим в школу;

- разночтения трактовок понятия «готовности ребенка к школе».

Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что возникла необходимость использования единых критериев готовности к школе, оптимизации методов современной оценки школьной готовности и создания ориентировочной модели выпускника дошкольного учреждения – будущего первоклассника.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Таким образом, психолого – педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной с достаточным уровнем развития зрительно-моторной координации.

Значит, модель выпускника дошкольного учреждения – будущего первоклассника должна включать в себя следующие параметры - компетентности:

Если все выше перечисленные компетенции развиты у ребенка – выпускника ДОУ, то проблем у него в школьном обучении не будет. Но дети, испытывающие трудности в обучении есть. В чем причина?

Результаты многочисленных исследований показывают, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно-психическая и другая готовность к сложному процессу обучения.

Отсюда вытекает цель моей психолого-педагогической деятельности с детьми в ДОУ: способствовать приближению параметров физического, психического, социального, личностного развития старших дошкольников к модели будущего первоклассника.

Свою работу я начинаю с психодиагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале учебного года.

Получив результаты, намечаю маршрут коррекционно-развивающей работы

с дошкольниками, у которых обнаружила недостаточный уровень развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Какие же коррекционно-развивающие занятия с детьми я провожу, и в какой форме, какие технологии использую? Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения и соответствует требованиям ФГОС ДО. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются наглядным материалом, моими комментариями и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Использование игры способствует созданию у детей эмоционального настроя, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.

Детям очень нравятся занятия в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т. д.

Вот почему на одном занятии я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть, рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться своими чувствами и впечатлениями. Но, что бы мы ни делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника.

В последнее время наиболее интересная и эффективная форма проведения занятий с использованием компьютера в детском саду (с применением мультимедийных презентаций). Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. А на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях можно использовать игровые интернет – задания, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительной памяти, зрительного восприятия, речи и т. д.

В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий я использую различные элементы арттерапии: элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок); элементы игротерапии; релаксацию (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения, психогимнастику, аутотренинг, самомассаж; элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста, использование схем, планов; беседы; рисование, лепку, конструирование; экспрессивные этюды; подвижные, речедвигательные, пальчиковые, развивающие игры; элементы анималотерапии, песочной терапии, сказкотерапии и др.

Не забываю соблюдать правила здоровьесбережения на коррекционно-развивающих занятиях:

- организую перерывы с использованием релаксационных упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз, физминутки;

- регулирую степень утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);

- выбираю оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;

- контролирую соблюдение ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояние от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ;

- использую разнообразные дидактические, наглядные и игровые материалы, адекватные возрасту и уровню развития ребенка.

В технологию проведения коррекционно-развивающего занятия я включаю:

- ритуал приветствия друг друга;

- ритуал вхождения в сказку;

- представление истории (сказки);

- развивающие игры, экспрессивные этюды;

- рисование, выполнение заданий, подвижная игра;

- обсуждение в кругу;

- ритуал прощания друг с другом и сказкой.

В своей работе я использую следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

- игры и упражнения на развитие внимания:

«Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди сходства или отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие.

- игры и упражнения на развитие памяти:

«Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозаики так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др.

- игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности:

«Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др.

- игры и упражнения на развитие восприятия:

«Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др.

- игры и упражнения на развитие воображения:

«Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если?» и др.

- игровые упражнения по подготовке руки детей к письму :

«Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др.

- игровые упражнения на эмоционально-личностное развитие детей :

с элементами психогимнастики М. И. Чистяковой, Е. А. Алябьевой;

анималотерапии Н. Л. Кряжевой;

занятия из серии «Давай познакомимся!» И. А. Пазухиной.

Благодаря используемым технологиям, играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций.

Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, чтобы снизить уровень страхов и тревожности. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Для профилактики тревожности предлагаю воспитателям подготовительных групп заранее готовить детей к переходу в школу : обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью провожу с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе (например, М. А. Панфилова «Лесная школа», где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным условиям.

Проведя повторное диагностическое обследование детей подготовительной группы в конце учебного года, получила результаты, по которым прослеживается положительная динамика развития интеллектуальной сферы детей, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной. То есть параметры готовности детей к обучению в школе приближены к модели выпускника ДОУ - будущего первоклассника.

Значит, проводимая коррекционно-развивающая работа эффективна и дает хорошие результаты.

В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даю родителям индивидуальные рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период.

Для того, чтобы проследить, как наши выпускники адаптируются к школе, в начале учебного года я провожу анкетирование первоклассников. Анкеты заполняют учителя, дети и их родители. Таким образом, на детскую адаптацию к новым условиям и на их самооценку можно посмотреть с трех сторон.

Показатели анкетирования положительные. По-мнению родителей, в среднем 80 % первоклассников достаточно легко и быстро адаптировались к новым условиям школы. Но еще есть вопросы, над которыми надо работать.

Таким образом, работу, проводимую в ДОУ по развитию у детей готовности к обучению в школе, считаю целесообразной и результативной, в ходе которой наблюдается динамика в развитии всех показателей. Но эту работу необходимо вести постоянно и систематически.

Публикации по теме:

«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению» Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только.

Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе Уважаемые педагоги! представляю вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу на тему: Дошкольная подготовка ребёнка 6-7лет к обучению.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Уважаемые мамы и папы, данная консультация поможет Вам самим еще раз вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой».

Консультация для родителей «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте» Консультация для родителей Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие.

Подготовка детей к школе Одной из проблем изучения начал детской и школьной педагогики и детской психологии является подготовка детей к школе. Дошкольный возраст.

Подготовка детей к школе в игровой деятельности Подготовка детей к школе в игровой деятельности. Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

«Такая важная маленькая буква». Подготовка дошкольников к обучению грамоте в школе Время вносит значительные коррективы в развитие дошкольного образования. Одной из важных задач является подготовка воспитанников ДОУ к обучению.

Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Цель: повышение педагогической грамотности в образовательной области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка детей к обучению в школе
Опубликовано: 27 октября 2017 в 13:35
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Татьяна (УИ 126458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД