Ткачева Татьяна
Подготовка детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема подготовки детей к обучению в школе всегда остается актуальной для педагогов детских садов. Потому что, положительным результатом дошкольного образования в целом должны стать: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и др. ; появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, что является основой для адекватной деятельности человека в мире.
В этом заинтересованы все:
- педагоги детского сада,
Публикация «Подготовка детей к обучению в школе» размещена в разделах
- учителя начальных классов,
- родители,
- сами дети.
В настоящее время в условиях модернизации образования решаются следующие актуальные проблемы, возникшие в процессе развития дошкольного образования :
- понижение уровня здоровья детей и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту вследствие возникающих учебных нагрузок;
- качество дошкольного образования, снижающееся в силу естественного для социально-экономической ситуации расширения спектра дополнительных образовательных услуг;
- вариативность современного дошкольного образования (комплексные и парциальные программы);
- отсутствие единых требований к выпускникам дошкольных учреждений и детям, поступающим в школу;
- разночтения трактовок понятия «готовности ребенка к школе».
Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что возникла необходимость использования единых критериев готовности к школе, оптимизации методов современной оценки школьной готовности и создания ориентировочной модели выпускника дошкольного учреждения – будущего первоклассника.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Таким образом, психолого – педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной с достаточным уровнем развития зрительно-моторной координации.
Значит, модель выпускника дошкольного учреждения – будущего первоклассника должна включать в себя следующие параметры - компетентности:
Если все выше перечисленные компетенции развиты у ребенка – выпускника ДОУ, то проблем у него в школьном обучении не будет. Но дети, испытывающие трудности в обучении есть. В чем причина?
Результаты многочисленных исследований показывают, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно-психическая и другая готовность к сложному процессу обучения.
Отсюда вытекает цель моей психолого-педагогической деятельности с детьми в ДОУ: способствовать приближению параметров физического, психического, социального, личностного развития старших дошкольников к модели будущего первоклассника.
Свою работу я начинаю с психодиагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале учебного года.
Получив результаты, намечаю маршрут коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, у которых обнаружила недостаточный уровень развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Какие же коррекционно-развивающие занятия с детьми я провожу, и в какой форме, какие технологии использую? Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения и соответствует требованиям ФГОС ДО. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются наглядным материалом, моими комментариями и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Использование игры способствует созданию у детей эмоционального настроя, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.
Детям очень нравятся занятия в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т. д.
Вот почему на одном занятии я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть, рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться своими чувствами и впечатлениями. Но, что бы мы ни делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника.
В последнее время наиболее интересная и эффективная форма проведения занятий с использованием компьютера в детском саду (с применением мультимедийных презентаций). Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. А на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях можно использовать игровые интернет – задания, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительной памяти, зрительного восприятия, речи и т. д.
В ходе проведения коррекционно-развивающих занятий я использую различные элементы арттерапии: элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок); элементы игротерапии; релаксацию (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения, психогимнастику, аутотренинг, самомассаж; элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста, использование схем, планов; беседы; рисование, лепку, конструирование; экспрессивные этюды; подвижные, речедвигательные, пальчиковые, развивающие игры; элементы анималотерапии, песочной терапии, сказкотерапии и др.
Не забываю соблюдать правила здоровьесбережения на коррекционно-развивающих занятиях:
- организую перерывы с использованием релаксационных упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз, физминутки;
- регулирую степень утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
- выбираю оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребенка;
- контролирую соблюдение ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояние от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ;
- использую разнообразные дидактические, наглядные и игровые материалы, адекватные возрасту и уровню развития ребенка.
В технологию проведения коррекционно-развивающего занятия я включаю:
- ритуал приветствия друг друга;
- ритуал вхождения в сказку;
- представление истории (сказки);
- развивающие игры, экспрессивные этюды;
- рисование, выполнение заданий, подвижная игра;
- обсуждение в кругу;
- ритуал прощания друг с другом и сказкой.
В своей работе я использую следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:
- игры и упражнения на развитие внимания:
«Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди сходства или отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие.
- игры и упражнения на развитие памяти:
«Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозаики так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др.
- игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности:
«Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др.
- игры и упражнения на развитие восприятия:
«Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др.
- игры и упражнения на развитие воображения:
«Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если?» и др.
- игровые упражнения по подготовке руки детей к письму :
«Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др.
- игровые упражнения на эмоционально-личностное развитие детей :
с элементами психогимнастики М. И. Чистяковой, Е. А. Алябьевой;
анималотерапии Н. Л. Кряжевой;
занятия из серии «Давай познакомимся!» И. А. Пазухиной.
Благодаря используемым технологиям, играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций.
Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, чтобы снизить уровень страхов и тревожности. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
Для профилактики тревожности предлагаю воспитателям подготовительных групп заранее готовить детей к переходу в школу : обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью провожу с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе (например, М. А. Панфилова «Лесная школа», где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным условиям.
Проведя повторное диагностическое обследование детей подготовительной группы в конце учебного года, получила результаты, по которым прослеживается положительная динамика развития интеллектуальной сферы детей, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной. То есть параметры готовности детей к обучению в школе приближены к модели выпускника ДОУ - будущего первоклассника.
Значит, проводимая коррекционно-развивающая работа эффективна и дает хорошие результаты.
В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даю родителям индивидуальные рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период.
Для того, чтобы проследить, как наши выпускники адаптируются к школе, в начале учебного года я провожу анкетирование первоклассников. Анкеты заполняют учителя, дети и их родители. Таким образом, на детскую адаптацию к новым условиям и на их самооценку можно посмотреть с трех сторон.
Показатели анкетирования положительные. По-мнению родителей, в среднем 80 % первоклассников достаточно легко и быстро адаптировались к новым условиям школы. Но еще есть вопросы, над которыми надо работать.
Таким образом, работу, проводимую в ДОУ по развитию у детей готовности к обучению в школе, считаю целесообразной и результативной, в ходе которой наблюдается динамика в развитии всех показателей. Но эту работу необходимо вести постоянно и систематически.