Ольга Панофенова
Подготовка детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения детей грамоте не нова, но не теряющая своей актуальности. Это объясняется тем, что систематическое обучение детей в школе невозможно без овладения навыками чтения и письма. От того, насколько эффективным будет это овладение зависит успех всего последующего обучения.
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте» размещена в разделах
До 1944 года обучение грамоте детей 8- го года жизни осуществлялось в детском саду. В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938) был специальный раздел «Обучение грамоте в старшей группе».
В 1944 году в связи с переходом школы на обучение с семилетнего возраста задача обучения грамоте была изъята из детского сада и стала обязанностью школы.
Вплоть до середины 50-х годов вопросы обучения грамоте в детском саду не находили отражение в педагогической и методической литературе. Правда, в психологических исследованиях рассматривались проблемы психологической готовности детей к школьному обучению (Выготский, Божович)
Во второй половине 50-х годов эти вопросы были поставлены и в педагогической науке. Разработкой методики обучения грамоте занялась А. И. Воскресенская.
Группа научных сотрудников под руководством А. И. Воскресенской разработала программу и методику занятий по обучению детей чтению на полном, а затем и на неполном алфавите. Было несколько программ обучения : обучение чтению и письму в течение трехразовых занятий в неделю, затем количество занятий сократилось до двух в неделю (главным образом из-за того, что занятия по грамоте вышли на первый план, в ущерб другим разделам).
На основе проведенного исследования в новую программу (1956) был включен раздел «Обучение грамоте в детском саду». Но в реализации этого раздела было много проблем: слабая материальная база, отсутствие квалифицированных кадров). Данный раздел постепенно сокращался. В Программе 1962 года осталось уже обучение на неполном алфавите. Детей знакомили с 17 буквами и звуками. На их основе обучали чтению и письму. Затем количество букв сократилось до 11 – а, о, и, у. м. ш. р, с, т, л, н
И исключено было обучение письму.
В начале 70-х годов была проведена массовая проверка детей подготовительных групп детских садов Российской Федерации. Анализировались результаты обучения детей грамоте. Выяснилось, что знания и умения детей находятся не на должном уровне. Это было связано со слабостью самой методики, в недостаточной степени учитывающей психологические особенности дошкольников. Кроме того, сам детский сад не был готов к решению этой сложной задачи, режим дня был перегружен, что вело к переутомлению детей, а, следовательно, и к низким результатам обучении.
30 апреля 1970 года вышло циркулярное письмо Министерства Просвещения РСФСР «Об упорядочении подготовки к школе детей 6 лет». Согласно этому письму с 1971 года было снято обучение детей грамоте в подготовительных группах детского сада. С 1972 года в «Программе» остался раздел «Подготовки к обучению грамоте». При этом все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5-6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.
В настоящее время многие детские сады берут на себя задачу обучения грамоте, в основном чтению. Это сады, работающие по программам «Детство», «Развитие» и пр. Опыт работы по этим программам дает неплохие результаты.
Различают общую и специальную готовность ребенка к школе. Общая готовность – это прежде всего определенный уровень физического и психического развития. У ребенка должно быть нормальное состояние здоровья, успешное овладение всеми основными движениями.
Психологическая готовность к школе предполагает определенный уровень интеллектуального развития: наличия у детей достаточного объема знаний из разных областей действительности, у детей должен быть сформирован стойкий познавательный интерес, высокого уровня должны достигать речевые умения и навыки. В психологическую готовность входит нравственно-волевая и мотивационная, что предполагает произвольность внимания, памяти, восприятия, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, умение контролировать свое поведение. Мотивационная готовность заключается в наличии желания идти в школу, интереса к учению.
Специальная готовность к школе предполагает наличие у детей таких знаний и умений, которые составляют основу изучения родного языка.
Подготовка к обучению грамоте тесно связана с общей системой речевой работы в детском саду. При подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры речи. Дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Подготовить детей к обучению грамоте – значит сформировать новое отношение к речи – осознанное и произвольное. Предметом осознания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Поэтому работа по подготовке к обучению грамоте тесно связана со всей системой речевой работы. Так на занятиях по воспитанию правильного произношения дети начинают понимать, что такое звук, что звук в слове занимает определенное место, что звуки бывают разные (мягкие, твердые).
В словарной работе к осознанию понятия «слово» ведет работа над смысловой стороной слова, в ходе которой дети получают задания на подбор слов со сходным значением (синонимы, с противоположным значением (антонимы). У детей формируется понятие о том, что наша речь состоит из слов, что слово звучит и имеет значение.
В работе над грамматической стороной речи к осознанию такой единицы речи как «предложение» подводят синтаксические упражнения по составлению разных типов предложений (Закончи предложение).
На занятиях по грамоте мы опираемся на эти знания. Словарных определений понятий «слово», «звук», «предложение» детям по-прежнему не дают, они их не поймут. Однако из этого не следует, что дети вообще не получат никаких определений. Словесному определению противостоит остенсивное определение, от латинского (показываю, демонстрирую, указываю в качестве примера). Именно такие определения и даются детям по отношению к понятиям «слово», «звук», «предложение».
Готовы ли дети к решению такой сложной задачи, как осознание своей речи? Готовность детей 6 лет к обучению грамоте доказана многими педагогическими и психологическими работами. Л. С. Выготский писал, что обучение грамоте должно быть включено в содержание работы детского сада, что оптимальный срок обучения – 6 лет. Он подчеркивал, что для всякого обучения существуют оптимальные сроки. Уход от них в ту или иную сторону оказывает пагубное влияние на развитие ребенка.
Физиолог Красногорский уже в 50-е годы положительно отвечал на вопрос о возможности обучения детей. Он считал, что самим развитием ребенок старшего дошкольного возраста подготовлен к обучению чтению и письму. Формирование устной речи к 5 годам в основном завершается, происходит упрочение и дальнейшее развитие корковых и подкорковых образований. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга усложняется. Это говорит о том, что с физиологической точки зрения ребенок готов к овладению чтением и письмом.
Л. И. Божович, занимавшаяся проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению, выяснила, что ребенок в возрасте 5-6 лет сам стремится к учению, поэтому самой любимой и продолжительной игрой является игра в школу.
Педагоги еще в 20-30-е годы (Фаусек, Шлегер, Тихеева) признавали возможность обучения грамоте в дошкольном возрасте.
Обучать грамоте можно разными способами. Существует 3 группы методов обучения грамоте : аналитический (обучение от целого к частному, синтетический (от частного к общему) и аналитико-синтетический (начинается с разложения – анализа – слов на элементы с последующим их соединением, обобщает в себе два вышеназванных метода).
Наиболее древний способ обучения, который применялся еще в древней Греции и Риме, а затем и в русской школе в начале 18 и до середины 19 века – буквослагательный (синтетический) метод. Обучение было поэтапным :
1 этап – дети заучивали названия букв в алфавитном порядке. Сначала названия букв были сложными: аз, буки, веди, глаголь, добро…
2 этап – дети заучивали изображения букв, затем складывали из букв слоги и заучивали их. Сначала заучивали прямые слоги, начинающиеся с гласного – ба, мА, да, затем – обратные, с согласного – ар, ат, ам. Потом заучивали трехбуквенные слоги – тра, тор, орт. Прежде чем прочитать слог, нужно было произнести названия всех букв, например – глаголь да аз – га
3 этап – чтение по складам. Слово читалось путем складывания слогов с предварительным называнием каждой буквы, например, буки да аз – ба, буки да аз - ба – баба.
4 этап – чтение по верхам – чтение без предварительного проговаривания каждого слога.
Недостатки этого метода: 1). процесс обучения грамоте строился на механическом заучивании учащимися букв и слогов. Учащиеся не понимали, почему из такой сложной комбинации названий букв получаются слоги и слова. Таким образом, этот метод не обеспечивал должного умственного развития учащихся.
2.) не было никакого смысла в том, чтобы изучать все буквы в алфавитном порядке
3.) обучение по такому методу было очень длительным – 2-3 года.
4.) письмо было оторвано от чтения: писать учили тогда, когда школьники научались читать по верхам
5.) этот метод не удобен для массового обучения, т. к. учитель должен выслушивать все склады ученика, что несомненно требовало внимания к одному ученику и не позволяло одновременно обучать более 4-5 детей.
6) обучение велось по церковным книгам – часослову, житие святых, что лишало обучение понятности для детей.
Лучшие педагоги стремились упростить процесс обучения грамоте. В начале 18 века были упрощены названия букв. Буквы стали называться, как и в настоящее время, но это не принесло коренного облегчения в методике обучения грамоте. Ученики по-прежнему не понимали соотношения звуков и букв между собой. Так как не было разложения (анализа) слов на слоги и звуки.
Со второй половины 19 века на смену этому методу приходит слоговой метод. В его основе – запоминание и заучивание слогов. Сначала заучивались слоги с одним гласным и согласным звуком (до 200 и более слогов). Этот метод имел по сравнению с буквослагательным следующие преимущества: он опирался на реальные единицы речи – слоги, из которых состоят слова. Не называя отдельных букв, складывая слоги, ученик овладевал принципом чтения, понимая, что с переменой гласной или согласного меняется слог. От учителя требовался лишь умелый подбор слогов для чтения и постепенность их расположения.
Но и при этом методе принцип обучения грамоте не давал учащимся необходимого представления не только о звуковом, но и о слоговом строении слов. Так как не требовал анализа слов на слоги и звуки, что лишало чтения полной осмысленности.
С развитием образования, просвещения возникала потребность в создании более целесообразных методов обучения грамоте. В 19 веке в школах Западной Европы стал распространяться звуковой метод.
К. Д. Ушинский совершенствовал этот метод и создал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Сущность этого метода была раскрыта в книге Ушинского «Родное слово». Ушинский предложил другой путь обучения чтения – от звука – к букве. Ушинский разработал целую систему звуковых упражнений, предваряющих ознакомление с буквой. Обучение грамоте по Ушинскому должно проходить так:
1. звуковой анализ слова, выделение звуков в слове
2. письмо слова
3. чтение написанного
4. чтение тех же слов в печатной азбуке
5. отыскивание знакомых букв и слогов в тексте
6. сложение слов из букв печатной азбуки.
Метод Ушинского был крупным шагом вперед в методике обучения детей в начальной школе, поскольку был очень плодотворным. Достоинства метода К. Д. Ушинского:
1. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, что способствовало умственному развитию учащихся.
2. Обучение письму шло одновременно с обучением чтению
3. метод учитывал в определенной степени особенности звуковой системы русского языка.
4. Метод сокращал сроки обучения грамоте (до 6 месяцев)
5. Обучение по методу Ушинского развивало интерес к учению
6. Обучение велось на простых, доступных текстах.
Вместе с тем, метод Ушинского имел и ряд недостатков:
1. Ушинский допускал смешение звука и буквы (уж – звук «ш», выделяли «ж»)
2. При изучении гласных и согласных звуков соблюдалась не совсем верная последовательность
Метод Ушинского впоследствии совершенствовался его учениками Бунаковым, Тихомировым, Вахтеровым, Флеровым. Они работали над упорядочением расположения в определенной последовательности звуков и букв, предложили начинать обучение сначала на печатном шрифте, работали над совершенствованием наглядного материала- азбуки, букваря, разрезной азбуки.
В первые годы Советской власти школа была в поисках новых путей воспитания и образования детей. Метод Ушинского, как применявшийся в царской школе, был отвергнут и взят на вооружение метод целых слов, который использовался вплоть до 1932 года.
Этот метод был разработан в Америке. По этому методу обучение чтению начинается не со звуковых упражнений, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов. Знание слова подкрепляется картинкой. В течение 2-3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов. Достоинства метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов. Однако метод подвергался критике, так как школьники не осознают звукового состава слова, не понимают роли буквы, при чтении искажают текст догадками, при письме пропускают буквы. Метод целых слов не случайно получил распространение в странах английского языка, в котором много односложных слов. В русской школе метод целых слов был отменен (1935) как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в формировании навыков чтения и орфографии. В обучении стал применяться звуковой аналитико- синтетический метод.
Основой современного метода обучения грамоте является изучение звукового и слогового строя русского языка. В основе метода – серьезная аналитико-синтетическая деятельность ученика. Он должен уметь выделять звуки из потока живой речи, соотносить звуки с буквами, научиться объединять (синтезировать) звуки и буквы в слоги и слова в любом их сочетании.
Анализ и синтез звуков речи осуществляется на основе понимания детьми стоящей перед ними задачи и не может быть сведен к простому подражанию произношений звуков учителем. Пока ребенок не понял, что звуки речи надо уметь слышать, различать качество звуков, произносить отдельно от слова, анализировать звуковой состав слова, задача обучения грамоте не может быть решена.
Современный звуковой метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах – основных звуках, при помощи которых различаются слова и формы слов в речи. В обучении учитывается тот факт, что количество согласных и гласных фонем в русском языке не совпадает с имеющимися в русском алфавите количеством букв (гласных букв больше, чем звуков; согласных букв меньше, чем звуков). Это объясняется тем, что наше письмо отражает нашу устную речь не с фотографической точностью. Особенности языка учитываются при определении содержания обучения, определении последовательности расположения звуков, букв, слогов, слов.
Весь процесс обучения грамоте распадается на 3 неравных периода: добукварный, букварный, и послебукварный. Добукварный период в школе длится несколько дней (3 – 7). Здесь дети не знакомятся с буквами, а анализируют речь. Детям дают предложения без предлогов, они членят его на слова, анализируют состав предложения. Затем анализируют состав слова, выделяют звуки в слове.
Букварный период – здесь дети овладевают буквенной символикой. Последовательность ознакомления с буквами следующая:
1. знакомство с гласными
2. сонорными, смычными согласными
3. с взрывными согласными
4. с йотированными буквами – я -, -ю-, ё
Типичный план урока грамоты такой :
1. беседа по картинке букваря, составление предложений по картинке.
2. выделение слов с новым звуком из составленных предложений
3. разложение выделенного слова на слоги и звуки
4. Выделение изучаемого звука подчеркнутым произношением.
5. знакомство с буквой.
6. Составление с помощью разрезной азбуки слогов и слов с новой буквой
7. чтение слов в букваре с новой буквой.
В послебукварном периоде дети читают целыми словами специальную книгу для чтения.
Совершенствованием методики обучения чтению занимался Д. Б. Эльконин. Эльконин, продолжая традиции Ушинского, считал, что в основе обучения грамоте работа не с буквами, а со звуками человеческой речи. Он подошел к созданию методики обучения чтению не только с точки зрения непосредственного практического результата, но, что особенно важно, с точки зрения перспективы всего последующего языкового развития ребенка. Что это значит? Обучение грамоте преследует одну узко практическую цель – научить читать. Но за этим нельзя упускать цель гораздо более значимую: что дает каждая данная методика общему языковому и личностному развитию, как повлияет она дальнейшее усвоение ребенком грамматики и орфографии? При разработке своего метода Эльконин учитывал перспективу в развитии ребенка, он построил обучение так, чтобы оно являлось первой ступенью сложного процесса овладения языком. Поскольку обучение чтению есть обучение процессу воссоздания звуковой формы слова, то обучение это должно быть начато с введения ребенка в звуковую действительность языка. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи.
Все сторонники звукового метода, начиная с Ушинского, считали нужным научить детей находить в словах определенный звук. Эльконин считает необходимым формирование у детей действий по установлению последовательности звуков в слове. Выделение отдельного звука не представляет особых трудностей, а вот произвести полный звуковой анализ слова неподготовленный ребенок не в состоянии. Для этого необходимо развитие фонематического слуха. Исследователи детской речи доказали, что фонематический слух у детей развивается очень рано. Уже к двум годам дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой.
Однако высокий уровень развития первичного фонематического слуха не приводит автоматически к умению производить звуковой анализ слова. Необходимо развитие более высоких его форм, при котором дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слова фонематическим восприятием.
Весь процесс обучения грамоте проходит поэтапно. 1 этап – подготовительный – этап фонемного анализа. На этом этапе идет целенаправленное формирование фонематического восприятия. В основу методики этого этапа Элькониным была положена теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории формирование умственного действия должно начинаться с материального или материализованного действия, затем переходить в план громкой речи и, наконец, принимать форму действия, производимого в уме. Элькониным была предложена особая форма материализации звуковой формы слова. Она сводится к следующему. Ребенок получает карточку, на которой нарисован предмет, а под рисунком дана схема звукового состава слова – названия предмета. Схема состоит из клеток по числу звуков. Кроме карточки ребенок получает фишки. При помощи взрослого на основе подчеркнутого интонирования ребенок последовательно вычленяет один звук за другим. Вычленив первый звук, ребенок обозначает его, ставя фишку в первую клетку схемы; затем вычленяется второй звук, который обозначается фишкой, поставленной во вторую клетку и т. д. до тех пор пока не проанализировано все слово и не заполнены все клетки. В результате схема звукового состава слова заполняется фишками. Теперь слово, представляющее собой непрерывный поток звуков, превращено в дискретный ряд фишек, каждая из которых обозначает звук, стоящий на определенном месте. Сначала детям давались все фишки одного цвета.
В последующем детям давалось понятие о гласных и согласных звуках. Гласные звуки стали обозначаться красными фишками, согласные – синими. Затем показывали разницу согласных твердых и мягких. Для обозначения мягких согласных предлагаются фишки зеленого цвета.
Постепенно необходимость в схеме звукового состава отпадает, остаются только фишки. Завершается этап формирования фонематического восприятия переходом к звуковому анализу без фишек, в уме. Ребенок постепенно переходит от громкого проговаривания слова к его прошептыванию, и, наконец, к действию в уме.
Как показали исследования, при таком способе формирование звукового анализа происходит очень успешно. За 12-14 занятий дети научаются производить звуковой анализ в умственном плане.
Л. Е. Журова в своем исследовании доказала, что при определенных условиях фонематическое восприятие можно формировать уже у младших детей. Она выяснила также, какие трудности испытывают дети дошкольного возраста при обучении звуковому анализу :
1. ребенку трудно пропевать, интонировать все звуки в слове, т. к. нарушается естественное членение речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого
2. детям трудно отойти от смысла слова и анализировать внешнюю сторону слова
3. легче детям выделять первый и последний звук. Средние звуки выделяются по-разному, в зависимости от а) соседства с другими звуками и б) от артикуляционной характеристики звука – сонорные и шипящие выделяются легче, чем взрывные и смычные (к, х, п, б)
4. трудно усваиваемые в произношении звуки выделяются легче, чем даже гласные (сонорные, шипящие).
Принципиальное отличие методики Эльконина от обычной системы обучения детей чтению :
1. Дети, обучающиеся по системе Эльконина, не только овладевают навыком начального чтения, но и специально вводятся в звуковую действительность языка. У детей воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что дает им неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях.
2. На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия.
3. Обучение по методу Эльконина позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени обучения на другую. Это очень важно, поскольку при обычном обучении чтению разрыв между успехами различных учеников всегда очень велик.
4. У детей формируется интерес к языку и его законам.