Киселева Наталья
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя д\с Киселёвой Н. А.
Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научится.
Леонид Абрамович Венгер
Я конечно, понимаю, что ребёнка в школе научат и писать и читать, но научить ребёнка мыслить, рассуждать, делать выводы, анализировать, самостоятельно пользоваться своими знаниями, отстаивать свою точку зрения –вот к чему я стремлюсь на своих занятиях.
Публикация «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах
Из чего же складывается готовность к школьному обучению в д\с? Прежде всего из готовности детей к новым видам деятельности:
-уметь слышать, понимать и решать учебную задачу;
-находить решение на поставленный вопрос;
- усваивать большой объём инструктивной информации и учебного материала;
- уметь слушать и говорить (развитие коммуникативной деятельности и фонематического слуха).
Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе - это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться, когда пишут букву или слово; не справляются с правильным написанием элементов букв. Поэтому, одной из важных задач, стоящих передо мной является подготовка руки к письму.
В условиях детского сада решению этой задачи способствует совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации. Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребёнка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой; развивают руки и глаза.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений использую разные методы и приемы работы:
1. Пальчиковый игротренинг
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
2 • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
• различные виды аппликаций
3. Развитие графической моторики
• рисование по трафаретам
• штриховка
• дорисовка (по принципу симметрии)
• лабиринты
4. Дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• паззлы, мозаика
Рисование по крупе остаётся одним из любимых занятий детей они создают сюжетные картинки, сменяющие друг друга.
Развитию мелкой моторики способствует и "сухой бассейн", коробка, наполненная горохом (можно использовать гречневую крупу, рис, фасоль). Детям нравится искать в бассейне мелкие игрушки,пересыпать горох из одной ёмкости в другую.
Декортивное рисование способствует развитию графо-моторных навыков. Дети прорисовывают очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии и т. п., а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся " держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овалы, завитки, волнистые линии).
Для овладения письмом дети должны хорошо ориентироваться на листе, знать где "верх" и "низ", "середина", "левая и правая сторона".
Учу их ориентироваться на листе в клеточку, используя графические навыки. Двигаясь по сторонам клеточки, дети учатся проводить ровно прямые линии. Учим соединять точки по стрелочкам в заданном направлении.
Учу их рисовать параллельные линии (ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Для этой цели используем штриховку.
При штриховке соблюдаем правила:
- Вертикальные и косые линии пишем только сверху вниз, а горизонтальные - только слева направо.
Позже в качестве штриха буду использовать волнистые, зигзаобразные линии. В предметы круглой и овальной формы вписывать спирали ("раскручиваем от центра к краю круга, "закручиваем" от края к центру).
Рисуем "волны" и "дорожки; дети при этом учатся плавно передвигать руку по всей длине строки; начинать с пунктирных линий, а потом сплошных.
В тетрадях учимся вписывать в клетку овалы, круги, наклонные палочки.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы при выполнении множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков.
Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.