Анна Оглобина
Поддержка субъектной позиции ребенка через подготовку и проведение музыкальных мероприятий
Научно-исследовательские условия: изучение работ о природе человека как субъекте деятельности А. Дистеверга, И. Г. Пестолоцци, А. Н. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, К. Д. Ушинского;
Изучение концепции дошкольного воспитания В. А. Петровского, В. В, Давыдова; Изучение работ А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской о проявлении ребенка как субъекта в процессе музыкальной днятельности
Публикация «Поддержка субъектной позиции ребенка через подготовку и проведение музыкальных мероприятий» размещена в разделах
Методические условия: составление рабочих программ по музыке, курсы повышения квалификации, самообразование по теме «Поддержка субъектной позиции ребенка через подготовку и проведение музыкальных мероприятий»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на поддержку разнообразия детства, реализацию принципов сотрудничества и субъектности, определяет дошкольника как полноценного участника – субъекта образовательных отношений.
В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста, как отмечает Е. И. Уколова, субъектность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Для этого педагог в своей деятельности:
способствует свободному выражению «Я» у ребенка в дошкольном возрасте;
предлагает детям выбирать виды музыкально-художественной деятельности;
помогает детям выстроить положительные взаимоотношения между детьми;
использует виды музыкально-художественной деятельности как способы социализации детей.
На занятии музыки ребенок становится субъектом детских видов деятельности, самостоятельно выбирая содержание деятельности и средства ее осуществления. Применяя такой подход, на занятии у детей выстраивается эмоционально-положительное общение и сотрудничество в детском сообществе. В основе занятий лежит учет особенностей детей, их потребностей, эмоций и возможностей. Также важную часть составляет стимулирование активности детей, не подавляя ее своим авторитетом. Это приводит к тому, что ребенок из объекта педагогической деятельности становится ее субъектом. А педагогическая деятельность, в свою очередь, из субъектно-объектной превращается в субъектно-субъективную, что делает ее сложной, нестандартной и творческой.
Опираясь на различные исследования, представленные ранее, а также на полученный опыт позволяет сделать вывод о том, что современный ребенок является субъектом музыкальной деятельности образовательного процесса в ДОО. Необходимо, чтобы педагог:
выявлял детские интересы и предпочтения в музыкальной деятельности;
поддерживал проявление инициативы ребенка – желание заниматься тем или иным видом музыкальной деятельности;
опирался на опыт детей в музыкальной деятельности;
выделял время, предоставляя детям самостоятельность и свободу выбора видов и средств музыкальной деятельности