Анастасия Королева
Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ЗПР при формировании вычислительных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни, в быту и в играх нормально развивающийся ребёнок рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного математического решения: например, угостить кукол чаем, рассадить «пассажиров» по машинам, накрыть стол, раздать конфетки поровну, и т. п., требуют знания таких отношений как «много»-«мало», «больше»-«меньше», «поровну», умения определить количество предметов в множестве и т. д.
(слайд 2) Постепенно у детей складываются представления о том, что:
• при пересчёте можно указывать на предметы и затем называть их количество,
• считать можно не только предметы, выстроенные в ряд, но и расположенные произвольно,
Публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста с ЗПР при формировании вычислительных навыков» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• последнее числительное говорит о том, сколько всего предметов в множестве,
• направление при пересчёте (слева направо или справа налево) не изменит количество предметов,
• при складывании количество предметов увеличивается, а при вычитании – уменьшается, и другие.
(слайд 3) (не читать) Психологи и нейропсихологи отмечают, что овладение даже элементарными математическими понятиями возможно лишь при условии достаточного уровня сформированности многих психических функций: мышления, восприятия, памяти, представлений и других (Лалаева Р. И., Костюк Г. С., Лурия А. Р., Цветкова Л. С. и др.)
При усвоении такого абстрактного материала как счётные операции ребёнок сначала наглядно воспринимает предметы и действия. Если у ребёнка взаимодействие конкретного и абстрактного мышления нарушено, то это нередко приводит к определённым трудностям: в ряде случаев дети задерживаются на периоде оперирования с опорой на внешние действия (пересчёт пальцев, предметов, что мешает им перейти к обобщённым счётным операциям.
С другой стороны, овладевая элементарными математическими представлениями, ребёнок учится не только воспринимать предметы и совершать с ними определённые действия, но и абстрагировать, обобщать, то есть у него развивается вербально-логическое мышление.
Развитие понятия числа у ребёнка прежде всего связано с развитием логики и представлений о пространстве.
(Слайд 4) Педагоги и нейропсихологи выделяют четыре фактора, которые обусловливают понятие числа: 1) непосредственное представление о количестве, 2) понимание места числа в общей системе числовых знаков, 3) осознание связи числа с другими числами, 4) понимание связи цифрового обозначения числа с его вербальным обозначением. Поэтому у детей с нарушением интеллектуального развития трудности с овладением математическим содержанием как бы запрограммированы.
(слайд 5) Овладение математическими знаниями, формирование математических умений и навыков чрезвычайно затруднено в связи со своеобразием развития мыслительной деятельности:
• узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия, а также несовершенство зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки могут создавать трудности в понимании отношений между предметами, так как эти отношения рождаются непосредственно в предметно-практической деятельности,
• бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач,
• фрагментарность восприятия, несовершенство анализа и синтеза не позволяют связывать отдельные фрагменты в единое целое, устанавливать между ними связи и зависимости и выбирать правильный путь решения.
Нарушения пространственного восприятия затрудняют выполнение математических заданий, связанных с развитием ручной моторики. Они влияют на выполнение практических действий, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и препятствуют её достижению, снижают темп и качество выполнения заданий.
(слайд 6) Для детей с ОВЗ математическое развитие дошкольников проводим:
• в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием,
• в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках,
• в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм, где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно–временных отношений становится целью и средством деятельности,
• на специальных занятиях по математическому развитию,
• на комплексных игровых занятиях, где одновременно используем вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания,
• на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, хозяйственно-бытовым трудом за счёт усиления их элементарным математическим содержанием,
• в работе по развитию речи в процессе обучения составлению словесного отчёта о выполненных действиях, или составлению рассказов - текстов с математическим содержанием.
(слайд 7) В процессе формирования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития основам математических знаний мы решаем следующие задачи:
1. Обучение детей элементарной математической терминологии;
2. Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основе математического развития;
3. Формирование счётных, вычислительных, измерительных навыков и умений;
4. Развитие у детей ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
5. Развитие познавательных интересов и способностей детей, их логического мышления.
(Слайд 8) Мы считаем, одной из важнейших задач обучения дошкольников математике — выработка полноценных вычислительных навыков.
Мотивы решения вычислительной задачи опосредованы на каждом возрастном этапе содержанием ведущей деятельности ребенка (предметной, игровой, познавательной, в которой он активно и самостоятельно осознает личную значимость результатов.
На начальном этапе основной мотивацией является интерес детей к предметным действиям.
В этот период дети не выполняют специальных действий, направленных на получение математического результата, игнорируют математические условия и количественные характеристики предметных совокупностей. Интерес и эмоциональный отклик у них вызывают действия по рассматриванию предметов и различному преобразованию предметных совокупностей. Предметные преобразования позволяют познакомить дошкольников с основой вычислительной деятельности. Пособие «Арифметический счет». (слайд со счетами).
На втором этапе основной мотив – интерес к игровым действиям.
Эмоциональный отклик вызываем игровыми действиями согласно сюжету (дети кормят игрушки, а потом пересчитывают их количество); при этом наблюдаем избирательное отношение к сюжетам заданий, предметам и их расположению. В процессе игры дети принимают математические условия задания, начинают совершать определенные действия, которые направлены на получение математического результата и могут осуществляться самостоятельно или вместе с педагогом.
Игровые действия по решению вычислительной задачи с необычным или знакомым сюжетом способствуют возникновению у детей интереса к проявлению инициативы и самостоятельности по поиску результатов вычислений.
На третьем этапе основной мотив – интерес к вычислительной задаче.
Дети начинают самостоятельно принимать математическое содержание заданий. Например, проявляют инициативу на равном распределении еды между игрушками.
Совместно с педагогом происходит постепенный переход от субъективных представлений при выполнении вычислительной задачи к появлению интереса интеллектуальным способом ее решения.
На четвертом этапе основным мотивом является интерес к действиям над числами.
Дети начинают правильно производить вычисления. При определении результатов они стремятся выполнить вычисления в уме и даже стараются скрыть незнание способов их выполнения. Сознательно отворачиваясь от предметов, считают шепотом или с использованием пальцев. В случае неверного ответа переживают, эмоционально реагируют на собственные ошибки.
Для поддержки самостоятельности, активизации эмоциональной, двигательной и речевой сферы детей в процессе выполнения заданий на занятиях используем учебно-игровые ситуации, которые представляют собой объединение одной или нескольких учебных и игровых задач в одну сюжетную игру. (Например, «Продуктовый магазин»)
Создаем условия для формирования интереса к математической деятельности, интереса к процессу и результату деятельности, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.
Во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах широко используем дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры включаем в содержание образовательной деятельности для развития логического мышления, умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
(Слайд 9)В ФГОС ДО поддержка инициативы детей в различных видах деятельности – один из основных принципов дошкольного образования.
И задача нас, как педагогов – находить способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, решать проблемные ситуации, искать новые творческие варианты.
Математические дидактические игры и игровые упражнения находятся в группе в зоне доступности, поэтому воспитанники могут самостоятельно выбирать их в разные режимные моменты.
Для умения свободно оперировать числами в пределах 10, устанавливать последовательность чисел, соотносить цифру, число и количество в пределах 10 и сопровождать словами свои действия, собрали игры: «Арифметический счет», «Подбери нужную карточку», «Веселый счет», (Слайд 10) «Ежик-счетовод», «Буратино-ученик», «Кто прав?», (слайд 11) «Найди половинки», «Игра в поручения», (Слайд 12) «Математические парочки»
(Слайд 13) Для ознакомления с составом числа из двух меньших в пределах 10, сравнения смежных чисел подобраны игры: «Собери урожай», «Раздели на 2 группы», «Дополни числовые пары», «Сколько в другой руке», (Слайд 14) «Божьи коровки».
(Слайд 15) Для формирования у детей умения анализировать и сравнивать совокупности предметов дидактические игры: «Сосчитай и сравни», «Где больше?», «Что изменилось?», «Гости и стулья», «Поставь знак <, >, =»
(Слайд 16) На сложение и вычитание в пределах 10 – «Магазин», «Сколько всего?», «Сколько вместе?», «Грибники», (Слайд 17) «Усатый котик», (Слайд 18) «Корзиночки», (Слайд 19) «Рыболов», (Слайд 20) «Примеров много – ответ один».
Большинство из представленных дидактических игр, созданы нашими педагогами совместно с родителями.
Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях и в свободной деятельности способствует поддержке инициативы и самостоятельности у детей, благотворно влияет на развитие элементарных математических представлений и подготовку детей к обучению в школе