Папки-передвижки

Поддержка детской инициативы в процессе эколого-нравственного воспитания посредством продуктивных видов деятельности

Елена Усова
Поддержка детской инициативы в процессе эколого-нравственного воспитания посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Поддержка детской инициативы при формировании основ эколого-нравственного воспитания средством продуктивных видов деятельности

Развитие у обучающихся таких качеств как инициативность и самостоятельность всегда являлось одной из ключевых задач педагогики. Инициативность — положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.

Публикация «Поддержка детской инициативы в процессе эколого-нравственного воспитания посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах

Инициатива — это всегда творчество, так как предполагает выбор: сохранить ситуацию в прежнем виде или преобразовать ее.

Детская инициатива - это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед педагогам ДОУ задачу по реализации образовательной программы, «освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира».

Для реализации требований ФГОС необходимо создание такой социальной ситуации развития детей, которая будет способствовать поддержке индивидуальности и детской инициативы. Стандарт не только ставит перед педагогами цель, но и обозначает средства ее достижения — через создание таких условий, которые предоставляют возможность свободного выбора воспитанниками как видов деятельности и форм совместности, так и выражения своих чувств и мыслей.

Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Взрослый выступает в качестве посредника и обязан поддержать самоопределение ребенка. Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по душе, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Развитие детской инициативы тесно связано с эколого-нравственным воспитанием.

Эколого – нравственное воспитание — это формирование у обучающихся способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые они усвоили в процессе обучения. Экологический контекст можно включать во все виды деятельности обучающихся ДОУ.

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы в контексте эколого – нравственного воспитания мы используем в своей работе?

1. Поддержка личности каждого ребенка, уважение его индивидуального вкуса, привычек, возможностей (для определения оптимального выбора нагрузки, потребностей.

2. Личный пример воспитателя как значимого взрослого. Насыщенное информацией речевое и предметное общение с воспитателями и сверстниками – необходимое условие самообразования и самоидентификации. Через предметное общение с педагогом закладываются нравственные нормы практики общения и взаимодействия (сотрудничества) с природой.

3. Создание предметно-пространственной развивающей среды с учетом нарастающего жизненного и игрового опыта детей (техническое обустройство тематических зон, пополнение материалов, инвентаря, обеспечение доступа к ним и т. д.).

Практика общения с живой природой подразумевает не только привычное участие в природоохранной деятельности или прогулки, но и продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка). При использовании продуктивных видов деятельности в эколого-нравственном воспитании мы поставили перед собой следующие задачи продуктивных видов деятельности :

1. Создание условий для эколого – нравственного развития ребенка – дошкольника через художественно – продуктивную деятельность.

2. Развитие продуктивной деятельности обучающихся (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, художественного вкуса, развитие творческой активности и художественной продуктивности на основе духовности.

3. Развитие конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения творческого развития, обучающегося.

4. Воспитание уважения к труду и бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

И эти виды деятельности предоставляют ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, продуктивные виды деятельности помогают ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Наконец рисование, лепка, аппликация – это важные информационные коммуникативные каналы.

В процессе продуктивных видов деятельности происходит более точное представление и осмысление нового материала.

По мнению современных педагогов и психологов в рисовании, лепке, аппликации ребёнок самовыражается, пробует свои силы, и совершенствуют свои способности. Деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Продуктивная деятельность помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Достоинство рисования, лепки, аппликации в том, что эти виды творчества требуют согласованного участия многих психических функций. Известный педагог Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Осознание ребёнка происходит быстрее, чем накопление слов и ассоциаций.

Продуктивную деятельность ребенка в аспекте эколого-нравственного образования можно разделить на пять групп.

1. Создание продукта, моделирующего природные объекты. Это рисунки, поделки из пластилина, аппликации из резаной бумаги, листьев или другого материала, изображающие природные объекты (растения, животных, снежинки). В познавательном отношении эта деятельность носит природоведческий характер - уточняются представления детей о пропорциях природных объектов, их окраске и др. Однако при помощи педагога в этих занятиях формируется и отношение к моделируемым объектам, что относится уже к сфере экологического воспитания.

2. Создание продукта, имеющего непосредственное отношение к природоохранительной деятельности. Рисование природоохранительных плакате, сцен правильного и неправильного поведения человека на природе, изготовление вместе с взрослыми кормушек для птиц, Птичьих домиков и т. п. Эта деятельность расширяет представления о природоохранительной деятельности человека, отражает отношение к происходящему.

3. Создание моделей экологических связей. Обычно это рисунок-схема или предметная модель, собранная из карточек с изображением растений и животных, а также стрелок, показывающих направление связи (перемещение вещества и энергии в пищевых цепочках или физического воздействия одних организмов на другие). Подобного рода деятельность не только углубляет представления детей о характере взаимоотношений организмов в природных сообществах (экосистемах, но и способствует становлению одного из важных познавательных универсальных учебных действий - знаково-символического моделирования.

4. Специфическим видом продуктивной деятельности, которую можно одновременно отнести и к трудовой, является выращивание растений в уголке природы или на участке ДОО. Продуктивной она является потому, что дети создают реальный продукт - растение. В плане экологического образования это, пожалуй, самая эффективная деятельность, поскольку она неизбежно сопровождается формированием экологических знаний. Даже в простом варианте, т. е. без организации того или иного опыта, дети получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений, и у них формируется соответствующее отношение к своим посадкам.

5. Особое место занимает деятельность по изготовлению поделок из природного и бросового материала. Этот материал может быть использован для создания детьми продукта, имеющего непосредственное отношение к экологии. Кроме того, в этой работе у педагога есть возможность проводить идею бережного отношения к природным ресурсам, целесообразности их вторичного использования.

Одной из наиболее продуктивных технологий работы в нашем ДОУ является проектная деятельность — самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод методически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления. Реализация проекта позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. Проектная технология предоставляет большие возможности для реализации программ эколого –нравственного воспитания.

В нашем детском саду созданы хорошие условия для успешной самореализации детей, воспитания у детей умения не только видеть красивое вокруг себя, (отличать красивое от иного, но и создавать «это красивое» своими руками.

Педагогами собрано и изготовлено своими руками достаточно материалов для реализации творческих задумок и интересных идей. Это морские камешки и ракушки, разноцветные бусы и цветные шнурки, самые разные пуговицы, книги для вырезывания и моделирования…

Родители активно участвуют в совместной с детьми творческой деятельности, творческих конкурсах: «Осенние фантазии», «Новогодний калейдоскоп», «Маленькой ёлочке не холодно зимой», «Пасхальный перезвон», «Новая жизнь старых вещей»

В результате проделанной работы :

1. Повысился уровень компетентности в вопросах эколого– нравственного воспитания дошкольников.

2. Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.

3. Повысилась активность родителей в делах группы, ДОУ.

Совместными усилиями обогатили развивающую предметно - пространственную среду в группах, пополнили уголки художественно – продуктивной деятельности материалами, способствующими развитию творческого воображения и обогащения внутреннего мира дошкольников.

Вывод: Проводимая в течение нескольких лет работа по эколого - нравственному развитию обучающихся через продуктивные виды деятельности отмечает положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников.

1. Воспитанники стали проявлять устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении.

2. Дети стали больше обращать внимание на богатство, красоту и разнообразие мира природы понимать необходимость бережного отношения ко всему живому.

3. У обучающихся сформировались такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца это способствует развитию личности ребенка.

4. Коллективное творчество сформировало у детей умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности.

Литература: Аксенова, П. В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников [Текст] / П. В. Аксенова // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2013. — Т. 22, № 4. — С. 171–178. Алиева, Т., Урадовских, Г. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 9. — С. 119. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. — Екатеринбург, 2000. — 937 с. Жиенбаева, С. Н., Сыздыкбаева, А. Д. Проектная деятельность — как инновационный феномен в дошкольном образовании [Текст] / С. Н. Жиенбаева, А. Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал, 2013. — № 2. — С. 189–193. Михеева, Е. В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. — С. 148–149. [1] Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы в процессе эколого-нравственного воспитания посредством продуктивных видов деятельности
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 21:31
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы в процессе эколого-нравственного воспитания посредством продуктивных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Усова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД