Ирина
Поддержка детской инициативы и творческих способностей воспитанников посредством создания образовательного терренкура
▼ Скачать
«Поддержка детской инициативы и творческих способностей воспитанников посредством создания образовательного терренкура Илья Лэнд».
Одним из направлений в работе каждого дошкольного учреждения соглас-но ФГОС Дошкольного образования является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, при этом необходимо сохранять и укреплять здоровье детей.
Перед всеми дошкольными учреждениями стоят такие вопросы:
Публикация «Поддержка детской инициативы и творческих способностей воспитанников посредством создания образовательного терренкура» размещена в разделах
- Как часть образовательной деятельности перенести на уличное пространство?
- Как обогатить образовательное пространство территории?
- Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом?
Решать все эти задачи в комплексе помогают образовательные терренкуры.
Цель создания терренкура – поддержка детской инициативы и творческих способностей воспитанников через различные виды деятельностях.
Задачами нашего образовательного терренкура являются :
- Воспитание любознательности, развитие интереса к исследовательской деятель-ности воспитанников.
- Воспитание в сознание детей художественно-эстетического восприятия.
- Повышение уровня двигательной активности воспитанников
- Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетического восприятия природы.
Таким образом, при прохождении образовательного терренкура мы повы-шаем уровень детской инициативы, самостоятельности, двигательной и речевой активности, познавательно-исследовательской деятельности, оздоравливаем ор-ганизм воспитанников.
Наш образовательный терренкур мы назвали Илья Лэнд, в честь нашего детского сада «Илюшка». Терренкур Илья Лэнд включил в себя 4 града (стан-ции) :
- Эко Град
- Олимпия Град
- Арт Град
- Метео Град
Каждый Град имеет свою отличительную символику.
Рекламный щит «Илья Лэнда» с план-схемой для воспитанников, педагогов, родителей и гостей детского сада располагается вблизи линии старта на террито-рии дошкольного учреждения.
Перед проведением образовательного маршрута с детьми проводится бесе-да о том, какие «станции» они хотели бы посетить, и совместно ставится цель предстоящей деятельности. Чтобы вызвать у детей живой интерес, дети старшего возраста самостоятельны в составлении образовательного маршрута. Ребятам помладше, конечно, требуется помощь взрослого.
Так же с воспитанниками обсуждаются правила поведения на станциях.
Маршрут и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей и образовательных задач.
При использовании в работе технологии образовательных терренку-ров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющи-мися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тема-тические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты.
Образовательный терренкур «Илья Лэнд» разработан при интеграции всех образовательных областей. Приоритетная образовательная область зависит от содержания деятельности на станциях.
Метео Град.
Здесь дети учатся наблюдать за изменениями состояния погоды, анализиро-вать и делать выводы.
В зависимости от возраста детей меняются и усложняются задания. Если младшая группа наблюдает за направлением ветра, то к подготовительной груп-пе дети снимают показания с приборов, заносят в дневник наблюдений, сравни-вают с предыдущими днями.
Мы используем оборудование как традиционное (термометр, компас, так и изготовленное из подручного материала совместно с детьми (султанчики, флю-гер, барометр, наша гордость - солнечные часы).
Олимпия Град.
Во время этой остановки на спортивной площадке воспитатель или ин-структор по физической культуре организует подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики, оздоровительную гимнастику: дыхательную, зрительную, ми-мическую, физкультминутки. Для этого в работе используется спортивное обору-дование, различный выносной инвентарь, дидактические игры, игры на асфальте.
На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитыва-ем дружеские отношения в игре.
Эко Град.
На этой станции воспитанники играют с природным материалом. Прохо-дит ознакомление детей с экосистемой леса, которая располагается на территории ДОУ. В лесу ребята могут познакомиться со съедобными и ядовитыми грибами. Рассмотреть и сравнить иголки хвойных деревьев. Рассмотреть представителей дикого леса.
Так же одним из значимых объектов Эко Града является огород, где дети могут проследить весь цикл развития плодовоовощных культур, лекарственных и пря-ных трав.
Огород представляет собой экосистему: включающую в себя лекарственные травы, овощные и садовые культуры. В состав Эко Града входит 12 грядок по количеству групп ДОУ, каждая из которых, обозначена эмблемой группы до-школьного учреждения. А также необходимый инвентарь для ухода за огородом. Воспитатели, воспитанники и родители могут взять инвентарь и поухаживать за культурными растениями. В сказочном шатре ребята могут не только отдохнуть, но и проиграть экологическую сказку.
Арт Град.
На этой станции воспитанники оживляют сказки через проигрывание их на музыкальных и шумовых инструментах, специальных шумобордах. Также иллю-стрируют их по средству нетрадиционных техник изобразительного искусства.
От станции к станции воспитанники передвигаются, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки. Пройдя все пункты маршрута, воспитатели проводят рефлексию.
На протяжении всего маршрута педагогам помогают специально разрабо-танные куаркоды. Каждый педагог, взяв телефон может воспользоваться набором куардов с различным методическим обеспечением.
За последние годы территория детского сада преобразилась благодаря усилиям педагогов и родителей. Мы старались, чтобы среда стала проблемно насыщенной, приспособленной к нуждам совместной деятельности детей и взрос-лых, открыта для изменений.
Таким образом, развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных тер-ренкуров, на наш взгляд, повышает качество усвоения детьми полученных зна-ний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.
Литература.
1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методиче-ские рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти», 2004г.
2. Акимова Ю. А Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Творче-ский Центр Сфера 2007г.
3. Давыдова О. И «Формируем предметно-развивающую среду. Образователь-ные терренкуры на территории детского сада» / Спрввочник старшего вос-питателя N 11, 2015г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого по-тенциала в процессе проблемного обучения».
5. Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» /Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. – М. : Педагогика, 1995г.
6. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - N3 – с. 12.
7. Опыт МБОУ Центр развития ребёнка N 217 Центрального района города Барнаула / «Педагогические технологии инновационной деятельности по со-зданию образовательных терренкуров» Подьяков Н. М. Умственное воспи-тание детей дошкольного возраста – М: Просвещение, 1998
8. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локаль-ные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.
9. Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 64 с.
10. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белго-родской области [Электронный ресурс]. – URL : https://docs.cntd.ru/document/428584220 (дата обращения : 10.03.2020).