Надежда Щепалова
Конспект НОД «Знакомство с творчеством Владимира Сутеева посредством изучения его сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы смотрели мультик про бегемота, который боялся прививок? А про снеговика-почтовика? А кто сказал мяу, знаете? Нет? Тогда скорее спросите своих мам и пап, бабушек и дедушек: уж они-то наверняка помнят эти добрые, яркие мультфильмы, которыми засматривались в детстве! А придумал эти истории, как и многие другие, замечательный сказочник и художник Владимир Сутеев. Кроме мультфильмов, он известен как автор сказок, которые сам же и иллюстрировал, и как иллюстратор множества детских книжек. С его рисунками выходили книги Чуковского, Маршака, Агнии Барто, Джанни Родари и многих других писателей. Творчеству Владимира Сутеева и посвящен наш очередной конкурс. Поделки подготовили дети вместе со своими родителями.
Темочки:
Конспект занятия : «Знакомство с творчеством Владимира Сутеева через изучение его сказок» для старшей группы.
Цель: развитие связной речи детей на основе использования метода наглядного моделирования.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей о творчестве В. Г. Сутеева; упражняться в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.
Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, воспитывать любовь к художественной литературе.
Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, театрализованная.
Формы организации деятельности детей: беседа, дидактическая игры и упражнения, пересказ литературных произведений, игра-драматизация, решение проблемных ситуаций, подвижная игра.
Подготовка к занятию: портрет В. Г. Сутеева; книги В. Г. Сутеева; картинки с изображением: корабля, корабельного штурвала, паруса, якоря, спасательного круга, моря; иллюстрации к сказкам В. Г. Сутеева; перчаточная кукла «Кот»; ширма; корзинка с мягкими игрушками; настольный театр по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом»; музыкальный треугольник; колокольчик; сундучок; 10 красных кругов; 10 зелёных кругов; 10 жёлтых кругов.
Предшествующая работа: познавательный творческий проект «По сказкам В. Сутеева»
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Дети, давайте поздороваемся с гостями.
Дети здороваются.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что я вам скажу, и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.
- И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!
- Как же звали этого доброго волшебника?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет (воспитатель демонстрирует портрет В. Г. Сутеева).
- Владимир Григорьевич Сутеев родился больше 100 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещё увлекался живописью, часто пел и читал книги своим сыновьям, которые с большим интересом его слушали. Наверное, именно поэтому маленький Володя, впоследствии, стал добрым волшебником.
- Что же волшебного создал Владимир Сутеев?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Правильно, Владимир Сутеев сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором, и мультипликатором.
- У каждого человека есть своя мечта. Наверное, каждый из вас мечтал когда-нибудь очутиться в сказке : увидеть волшебный мир в замочной скважине, заглянуть в таинственную шкатулку и встретиться с её крохотными обитателями или открыть книгу и оказаться в Тридевятом царстве. Мечтали вы об этом?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Сегодня мы отправимся в море сказок, которые всю жизнь создавал добрый волшебник Владимир Сутеев. Хотите отправиться в путешествие по морю сказок?
Дети отвечают на вопрос.
2. Основная часть
Воспитатель:
- На чём можно путешествовать по морю?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Да будем путешествовать на корабле. Вот он (воспитатель демонстрирует картинку с изображением корабля). Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно посмотреть на карту. А для чего путешественникам нужна карта?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Подойдите, пожалуйста, сюда, посмотрим на карту (воспитатель показывает рисунок с картой, дети подходят к карте и изучают ее).
- Перед вами огромное море с множеством островов. Каждый остров – это определённая сказка В. Сутеева. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Я вам буду показывать иллюстрацию к сказке, а вы будете называть её.
Воспитатель показывает картинки с иллюстрациями к сказкам В. Сутеева, дети называют сказки.
Воспитатель:
- Молодцы, все сказки назвали правильно! Пора отправляться в путь. Подходите к кораблю.
- Проходите на корабль. Занимайте места! Сядьте правильно. Кто главный на корабле?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Капитаном будет (воспитатель называет имя ребенка, который будет капитаном). А мы все будем помогать капитану вести корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А. С. Пушкин)
- Вот мы и приплыли с вами на первый остров. Бросить якорь. Выходите и проходите сюда. Садитесь. Сядьте правильно.
Дети садятся.
Воспитатель:
- Что перед вами?
Дети отвечают на вопрос (следы).
Воспитатель:
Как вы думаете, чьи это следы?
Дети отвечают на вопрос (животного, кошки).
Воспитатель:
- Чем похожи и чем отличаются эти следы?
Дети отвечают на вопрос (похожи формой, отличаются цветом).
Воспитатель:
- Какого цвета следы?
Дети отвечают на вопрос (белого)
Воспитатель:
- Что ещё бывает белого цвета?
Дети отвечают на вопрос (мука, сахар, снег, соль, вата).
Воспитатель:
- Какие животные серого цвета?
Дети отвечают на вопрос (слон, волк, заяц, мышь).
Воспитатель:
- Что бывает чёрным?
Дети отвечают на вопрос - ночь, земля, краска, сажа.
Воспитатель:
- Ой, а кто это?
Воспитатель берет игрушку кота и говорит от его имени.
Кот:
Здравствуйте, ребята!
Я – котёнок самый чёрный,
Очень долго я играл,
Прыгал, бегал и гулял,
И братишек потерял!
Где же белый?
Где же серый?
Помогите отыскать,
Вам, ребятки, надо вспомнить
И мне сказку рассказать!
Воспитатель:
- А из какой сказки этот котёнок?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Давайте расскажем эту сказку и поможем отыскать других котят.
Кот:
- А помогут вам в этом книги В. Сутеева.
Воспитатель читает сказку В. Сутеева «Три котёнка».
Кот:
Вот спасибо, ребята, вы помогли мне найти моих братишек-шалунишек! Ну а мне пора идти, до свидания, ребята.
Воспитатель:
А в каких сказках В. Сутеева ещё встречаются коты и котята?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- А что делал кот в сказке «Кот-рыболов»?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Отправляемся на пруд.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением пруда.
Воспитатель:
- Ребята, а где живут рыбы?
Дети отвечают на вопрос (в воде).
Воспитатель:
- С помощью чего рыбы дышат в воде?
Дети отвечают на вопрос (с помощью жабр).
Воспитатель:
- Чем покрыто тело рыб?
Дети отвечают на вопрос (чешуёй).
Воспитатель:
- А откуда появляются маленькие рыбки?
Дети отвечают на вопрос (из рыбьей икры).
Воспитатель:
- Назовите рыб, которых вы знаете.
Дети отвечают на вопрос (карась, щука, сом, пескарь, карп).
Воспитатель: Рыбки плавают в воде,
Весело играют,
Хвостиком виляют,
Друг друга догоняют!
Воспитатель:
- Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А. С. Пушкин)
Воспитатель:
- Вот мы и приплыли с вами на второй остров. Бросить якорь. Выходите и идите за мной. Садитесь. Сядьте правильно.
Дети садятся правильно.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри.
- Ой, здесь какие-то фигурки.
- Из какой сказки эти персонажи? Кто её написал?
Дети отвечают на вопрос.
Давайте покажем сказку.
Настольный театр по сказке В. Сутеева «Под грибом» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»).
Воспитатель:
Как-то раз застал муравья сильный дождь.
Увидел муравей на полянке маленький грибок и спрятался под ним.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Ползёт к грибу мокрая бабочка.
Бабочка: Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Крылышки мои намокли – лететь не могу!
Муравей: Куда же я тебя пущу? Тут места нет.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил муравей бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт.
Бежит мимо мышка.
Мышка: Пи-пи-пи. Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.
Мышка: Потеснитесь немножко.
Бабочка: Ну ладно.
Потеснились, пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт.
Мимо гриба воробей скачет и плачет.
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок.
Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.
Воробей: Пустите, пожалуйста!
Бабочка: Ну ладно.
Подвинулись – нашлось и воробью место. А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц: Спрячьте, спасите! За мной лиса гонится!
Все: Жалко зайца. Прячься скорей.
Только спрятали зайца – лиса прибежала.
Лиса: Зайца не видели?
Все: Нет, не видели!
Подошла лиса поближе, понюхала.
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Все: Нет, его здесь нет.
Махнула лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба – радуются и веселятся.
А муравей задумался и говорит.
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Воспитатель:
-Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец! Все вы молодцы!
- Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А. С. Пушкин)
Воспитатель:
- Вот мы и приплыли с вами на третий остров. Ребята, перед вами волшебный туннель. Чтобы попасть в туннель нужно выполнить задание. Я вам буду говорить слово, а вы мне - противоположное по смыслу, например: я скажу - горячий, а вы говорите – холодный.
Игра «Наоборот».
Короткий – длинный, мокрый – сухой, сладкий – кислый, слабый – сильный, маленький – большой, тонкий – толстый, лёгкий – тяжёлый, пушистый – колючий, твёрдый – мягкий, злой – добрый, плохой – хороший, грустный – весёлый.
Воспитатель:
- Перед вами картинки. Из какой сказки эти картинки?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Давайте, разложим эти картинки по порядку и расскажем сказку.
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Воспитатель:
- Ну а нам пора возвращаться домой. Проходите на корабль. Поднять якорь.
Воспитатель: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах! (А. С. Пушкин)
Воспитатель:
- Вот мы и приплыли с вами в детский сад. Бросить якорь. Выходите в центр зала и вставайте передо мной.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ну что, понравилось вам путешествие по морю сказок?
- В каких сказках мы с вами побывали?
- Кто написал все эти сказки?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
- Что больше всего вам понравилось?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Посмотрите, здесь разноцветные круги.
- Кому понравилось путешествовать, было интересно и весело – возьмите, пожалуйста, красный круг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Кому было не очень интересно – возьмите зелёный круг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- А кому вообще не понравилось, было скучно и неинтересно – возьмите жёлтый круг.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу. Мы вас всех благодарим за активное участие в этом путешествии и хотим преподнести вам сказочные раскраски с наклейками.