Гульнара Хаматшина
Подборка упражнений для отработки скорости чтения для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Подобрала упражнения : педагог-психолог Хаматшина Гульнара Хатымовна.
Упражнения для отработки навыков чтения.
Возрастная категория – 6-10 лет.
1. Упражнение «Увеличиваем скорость»
Прочитать знакомое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и/или силу голоса.
Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.
2. Упражнение «Чужестранец»
Публикация «Подборка упражнений для отработки скорости чтения для младших школьников» размещена в разделах
Прочитать слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Читать текст или столбики слов.
Например:
В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух.
Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ.
ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ.
А ВаськА слушаЕТ да ест.
БлизОК локОТЬ, да не укусИшь
КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ.
Один в поЛЕ не воИН.
Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 1-2 минут.
3. Упражнение «Читает…» - вместо точек подставляется любой персонаж из сказок, мультфильмов и т. п.
Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или Мышка-норушка, заяц или волк.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.
4. Упражнение «Весёлые картинки»
Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.
5. Упражнение «Волшебные паззлы»
Текст нарезаем на отрывки-паззлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст.
Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.
6. Упражнение «Найди слово»
Читать вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
7. Упражнение «Первый и последний»
Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
Упражнение довольно сложное, поэтому его предлагаем только хорошо читающим детям.
8. Упражнение «Голова-хвост»
Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.
9. Упражнение «Сколько слов?»
Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 10 20 до 40 50 слов.
Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.
10. Упражнение «Кино»
Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода ассосиаций, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.
Успехов Вам!
Благодарю за внимание!