Мария Гаврикова
Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Беляева К. А. Гаврикова М. О.
Комплекс логопедических игр для детей с УО и ЗПР
Предлагается комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития речи и других ВПФ у детей дошкольного возраста с диагнозами с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Логопедическая игра.
1. Высунь язык и продержи на нем трубочку как можно дольше.
3. Ту же трубочку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать трубочку губами!
Публикация «Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
4. Открой рот и постарайся удержать трубочку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай трубочку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая трубочку губами.
7. Теперь задание потруднее: трубочку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.
2. Развитие фонематического слуха.
Для воспитателя
А). Игра «АУ».
Цель: развитие интереса к сверстникам, фонематического слуха.
Задачи: научить ребенка узнавать неречевые звуки, научить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем. Количество играющих 5-6 человек.
Ход игры: один ребенок стоит в хороводе, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау» и потерявшийся должен угадать кто звал (воспитателям).
Для логопеда
Б). Игра «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: научить ребенка узнавать звуки речи, дифференцировать звуки, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем.
Ход: Хлопнуть в ладоши, если слышится звук «м».
М, а, п, з, ш, м ма, па, ко, су
Если слышишь [а] – хлопни, [у] – топни.
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. (логопедам)
Для УО
В). «Назови звук, найди звук» с предметными и сюжетными карточками.
3. Развитие речевого дыхания
Для воспитателя
Б). Игра «Лети, бабочка».
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает с ними поиграть. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки. Посмотрим умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит, дальше? (воспитателям)
3. Лексика и грамматика.
Для воспитателя
Б). Игра «Логико-малыш».
Цель: развитие логического мышления, воображения, лексики и грамматики. (логопедам)
При УО
Игра «Кто что делает?» он идет, сидит.
4. Связная речь
Для логопеда
А). Игра «Сыщики» с фонариком.
Цель: Составление связного высказывания, построение предложения с согласованием частей речи.
Я вижу…окно, ручку, белку) (воспитателям)
Этот пирожок с рыбой, с вареньем, с картошкой…
Для УО: Это ко, это бе, это мяу, это гав…
Цель: Игра на развитие связной речи, произвольной деятельности, наблюдательности, воображения, внимания.
5. Графомоторное развитие.
А). Игровизор «Воскобовича».
Цели: развитие графо моторных навыков, развитие психических функций : памяти, внимания и мышления, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. (логопедам)
Цель: развить мелкую моторику и координацию руки ребенка - научить его проводить линии, выполнять, штриховку разных видов, копировать рисунки, рисовать и писать по клеточкам и на линейках.
Волшебная рыбка.
Для УО - Лабиринт тактильный.
6. Мелкая моторика.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия
1. кольцо
2. Кулак, ребро, ладонь
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания
Кулак – ладонь – ребро
Покажите ребенку положение, которое должны занимать руки по команде:
• «Кулак» – кулак лежит на столе.
• «Ладонь» – ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх.
• «Ребро» – ладонь стоит ребром на столе.
Сначала играйте одной рукой:
• команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»
• команды вразнобой, например, «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»
Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).
7. Развитие темпа, ритма.
Для логопеда
Б). Игра «Радисты». Отстукивание ритмического рисунка, согласование движений руки и речи
БА – БО – БУ
БУ – БУ – БА
БА – БА – БО
БО – БО – БУ
В). Игра «Молоточки»
Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи
Определение количества слогов в слове с сопряженным отстукиванием, отхлопыванием.