Ольга Боковина (Аксенова)
Подборка дидактических и музыкальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
"Живая шляпа"
Цель: Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, воображения.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, у ведущего в руках шляпа. Под быструю, веселую музыку дети передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, ребенок, у которого осталась в руках шляпа должен одеть ее и выйти в круг. Под другую музыку дошкольник показывает танцевальные движения, а остальные за ним повторяют.
Публикация «Подборка дидактических и музыкальных игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Игра продолжается по желанию детей.
Музыкальный материал подбирается разнообразный, чтобы дети имели возможность исполнять танцы в разном характере и жанре.
"Угадай по описанию"
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах. Развитие активной речи. Пополнение словаря дошкольника.
Игровой материал: Детские музыкальные инструменты, знакомые дошкольникам, карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: За ширмой находятся музыкальные инструменты. Ребенок подходит к ширме, выбирает инструмент, и, не показывая детям, начинает его описывать. Если остальные дети затрудняются, тогда взрослый задает вопросы: «Что умеет делать инструмент?», «Как извлекаются звуки?», «на что похож звук инструмента».
Так же дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика.
Музыкально-дидактическая игра помогает разнообразить и усовершенствовать знания детей о музыкальных инструментах, что в дальнейшем позволяет проводить с ними индивидуальную работу, целью которой является обучение детей игре на простейших детских музыкальных инструментах. Для закрепления материала, дошкольникам раздаются картинки или раскраски с инструментами, которые были за ширмой.
"Принц и принцесса"
Цель: совершенствование динамического восприятия и чувства ритма, воображения, творческих способностей.
Ход: дети сидят на коврике лицом в круг, руки прячут за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик или корону. Она - принцесса. Принц должен узнать принцессу по смене динамики музыки. Звучит Любой вальс или полонез, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми педагог регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Тихая - далеко от девочки, а громкая - близко.
Услышав громко звучащую музыку, принц выбирает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик или корону. Если принц угадал. то они вдвоем танцуют в кругу.
Игра проводится несколько раз и «ритмические танцы», придуманные детьми должны быть разнообразны.
"Бубенчики"
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: бубенчики.
Ход: Взрослый рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка (используется мультимедиа, экран, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках)».
Дети повторяют песенки разными голосами их голоса должны сливаться, когда одновременно поет 3-4 человека.
Затем педагог включает звук бубенчиков в разнобой, а дети называют имена бубенчиков.
"Научи матрешек танцевать"
Игровой материал: большие и маленькие матрешки.
Ход: У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок, хорошо. Если вначале дети повторяют за взрослыми, то потом они сами придумывают несложные ритмические рисунки. Примеры ритмических рисунков могут быть самыми разнообразными.
Эта музыкально-дидактическая игра используется в качестве индивидуальной работы и на музыкальном занятии.
"Определи по ритму"
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина - прозрачный кармашек, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек).
Играющим раздается 2-3 карточки.
Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан, знакомых детям мелодий, песен или пьес.
Дети по ритму определяют песню и ставят картинку в окошко.
"Тень-тень"
Хорошо знакомая детям песня. Для более совершенного развития у детей чувства ритма, используются задания в игровой форме:
- песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста;
- дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок;
- пение по ролям: взрослый - автор, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза).
Каждый ребенок прохлопывает свою роль.
- пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что петь умеет не только голос, но и ладошки;
- вся песня от начала до конца поется ладошками;
- когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.
"Укрась музыку"
Цель: Игра развивает чувство ритма, динамический и интонационный слух, творческие способности дошкольников, музыкальную память.
Игровой материал: аудио файл «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, знакомые детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: дети сначала слушают произведение от начала до конца, определяют его ритм, темп, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Каждый инструмент звучит отдельно, по очереди. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: исполнить пьесу так, как хочется.
"Угадай мелодию"
Цель: Развитие музыкальной памяти, слуха и воображения.
Материал: для проведения игры требуется нарезка коротких фрагментов знакомых детям музыкальных произведений (вступление, окончание, кода, если песня, можно проигрыш, вырезанные из картона нотки, большой скрипичный ключ.
Ход игры: Дошкольники делятся на команды, придумывают названия команд. По считалке выбирается команда, которая будет начинать соревнование.
Включается отрывок произведения, если дети угадали, то команде дается нотка, если нет - возможность ответить дается соперникам. Если произведения классические, то нужно называть автора.
У какой команды будет больше нот, та и победила. Награждается команда-победитель скрипичным ключом.
Игру можно дополнить картинками с иллюстрациями к пьесам. Тогда, команда, не сразу называет произведение, а сначала выбирает иллюстрацию, потом называет автора (если знают) и произведение.
"Музыкальные прятки"
Цель: Развивать внимание, музыкальный слух, координацию движений.
Детям рассказывается что такое "музыкальная пауза". Объяснить, что пауза - это остановка, прятки звуков. Вот и ребята будут как звуки, пока музыка звучит, будут танцевать, веселиться и прятаться во время остановки музыки,т. е. нужно остановиться и замереть. (младшим дошкольникам можно предложить садиться на корточки и прятать глазки)
В начале остановки нужно делать логичными, в окончании музыкальной фразы, а когда дети хорошо усвоят игру, можно делать неожиданные остановки.
Игра вызывает у дошкольников оживление, веселое настроение, стремление заниматься музыкальной деятельностью.