Марина Кудрявцева
Конспект занятия «Почва — основа жизни растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Почва –основа жизни растений.
Составила: Кудрявцева
Марина Николаевна
Цель: развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
О. О. Социально-коммуникативное развитие:
- развивать свободное общение взрослого с детьми;
- продолжать формировать готовность детей к индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками, взрослым;
- повышать у детей уровень экологического воспитания и бережного отношения к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия „Почва — основа жизни растений“» размещена в разделах
О. О. Познавательное развитие:
- познакомить детей с понятием почва, её составом, почвенным плодородием (используя опыты, и процессом её образования;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- способствовать размышлению детей, формулированию и обобщению результатов опытов.
О. О. Речевое развитие:
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы из проведённых опытов и наводящих вопросов;
- обогащать и активизировать словарный запас (почва, плодородие, перегной, минеральные соли, питательные вещества, почвенные горизонты);
О. О. Физическое развитие:
- продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно и творчески выполнять движения;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей
О. О. Художественно-эстетическое развитие.
- совершенствовать умение работать с природными материалами и клейкой поверхностью, создавать несложные композиции по образцу;
- воспитывать аккуратность, учить бережно относиться к используемым материалам.
Материалы и оборудование:
Игрушечный персонаж – Василёк, мешочек с почвой, стакан с водой, спиртовая горелка или свеча, предметное стекло, образец почвенного среза (почвенный монолит, заготовка из картона и клейкой ленты, чашечки с почвой, песком и глиной, перчатки, лабораторные халаты и очки по количеству детей.
Ход образовательной деятельности.
1. Мотивация деятельности.
Василёк предлагает детям посетить свою лабораторию. На экране презентация. У него в руках загадочный мешочек.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Василёк предлагает детям отгадать загадку, чтобы узнать, что спрятано в его мешочке: Самый верхний слой земельный,
В нём растут трава, деревья.
Плодородием обладает,
Как её все называют? (Почва)
- Почва – это верхний плодородный слой земли. А как он выглядит? (показать макет почвенного среза в стеклянном аквариуме). Темный верхний слой – это и есть почва, в ней живут насекомые мелкие животные и корни растений.
- Как же образовалась почва? (дети отвечают, вспоминая кадры из просмотренного фильма о почве).
- Правильно! Раньше почва не покрывала плодородным слоем землю. На её поверхности находились только камни и скалы, которые под воздействием ветров, морозов и жары разрушались и на их месте образовывался рыхлый слой, в который могли проникать вода и воздух. на этом месте вырастали растения и отмирая образовывали перегной, на котором снова росли и отмирали растения, превращая рыхлый слой в почву.
- Главное свойство почвы - плодородие, - это способность обеспечивать рост и развитие растений. Так давайте же проверим из чего состоит почва. Василёк предлагает юным учёным надеть халаты, защитные очки и перчатки и присесть за столы, чтобы поучаствовать в опытах.
Опыт 1: Комочек сухой почвы погрузить в стакан с водой, из почвы появляются пузырьки воздуха. Это значит, что в почве есть воздух.
Опыт 2: Нагреть небольшое количество почвы над пламенем свечи, и над почвой подержать стекло. Стекло становится влажным, что позволяет сделать вывод о том, что в почве есть вода.
Опыт 3: Убрать стекло и продолжать нагревать почву. Появляется дым и неприятный запах, что свидетельствует о сгорании перегноя почвы, который образовался из остатков растений и животных. Следовательно, в почве содержится перегной. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4: Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел, насыпать в стакан с водой и хорошо размешать. Через некоторое время на дно осядет песок, а поверх песка – глина. значит в почве содержатся песок и глина.
Опыт 5: Опустить почву в стакан с водой, размешать и дать отстояться. Несколько капель этой воды поместить на стекло и подержать над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался тонкий белый налёт. Этот опыт показал, что в почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.
Физ. минутка: «Удивляемся природе»
- Наша земля похожа на слоённый пирог, и почва — это лишь верхний слой земли. Василёк предлагает детям заглянуть в глубь земли, чтобы выяснить, что же там находится ниже, акцентируя внимание на то, что везде она разная, но там, где мы живём преобладают чернозёмы (показ слайдов с почвенными срезами, показ почвенного монолита).
Продуктивная деятельность:
Сбор почвенного среза чернозёма на картоне с липким слоем.
Итог: Дети усвоили понятие почвы, как она образовалась, её состав, для чего она нам нужна, на сколько она необходима растениям и растения, животные, насекомые для её образования, и какая она бывает.