Кобякова Ольга
Почему ребенок хуже всего себя ведёт с мамой
▼ Скачать + Заказать документы
Частый вопрос на консультировании: "Почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя с бабушкой, дедушкой или в детском саду. И только со мной ребенок ведет себя просто отвратительно. ".
Есть одно простое правило в психологии детско-родительских отношений: ребенок ведет себя хуже всего именно с тем, кого больше всего любит. Вернее, с кем наиболее близкие и доверительные отношения. Если вы столкнулись с феноменом, когда ваш ребенок ведет себя хуже всего именно с вами – радуйтесь, вы создали ему тот самый базовый уровень доверия, о котором так модно упоминать в современной теории привязанности. Это, действительно, здоровые отношения с мамой.
Публикация «Почему ребенок хуже всего себя ведёт с мамой» размещена в разделах
Если ребенок при маме ходит по струнке, а всё плохое поведение выдает, скажем, в детском саду или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение и вопросы.
Ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Я сейчас говорю о дошкольнике, вернее, о ребенке до семи лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.
Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует походку, речь, движения, поведение родителей и ближайшего окружения. Когда ребенок плохо себя ведет при приходе мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо, – это очень наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства.
Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Он стал "фиолетовый в крапинку". Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на слова. А ребенок всё еще "фиолетовый в крапинку", он не успел стать снова "красненьким в полосочку".
У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение (истерика, плач, упрямство, негативизм).
Еще бабушка может подлить масла в огонь: «Я же прекрасно с ним справлялась пока тебя не было», «У нас так мило прошел день», «Мы с ним/ней всегда ладим, ну что же ты делаешь такое, что у тебя ребенок сразу заплакал?»
В некоторых случаях нужно просто пропускать эту эмоциональную волну. То же самое с эмоциональными реакциями ребенка. Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он выйдет сам, а даже если и застрянет в нем, мы можем ему помочь словами: «Ты так сейчас капризничаешь, что я понимаю, что ты по мне очень скучал».
Имеет смысл взрослым вообще держать в голове такую информацию: с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения и общения.