Гудкова Наталья
Почему необходимо играть с детьми. Игры для детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Любите ли вы играть с вашим ребенком? Считаете ли это приятным времяпровождением или скучной необходимостью? Допускаете ли вариант, что подвижные и сюжетно-ролевые игры канут в лету, вытесненные виртуальными «заменителями»? Попробуем в этом разобраться.
Целыми днями мамы и папы играют, развлекают, водят на занятия своих чад. Раннее развитие, умные игры, квесты, лагеря и игротеки. Полная загрузка. День расписан по минутам, ребёнок «окучен» со всех сторон. Вы спросите: разве это плохо? Не к этому ли нас призывают педагоги: будьте со своим ребенком, развивайте его, и будет всем счастье!
Публикация «Почему необходимо играть с детьми, Игры для детей и родителей» размещена в разделах
Если вдруг у такого ребенка выдается свободный час-другой, нередко он начинает страдать от скуки, не умея придумать себе занятие. Он ходит за взрослым, требует внимания всеми доступными способами, «достает» родителя, который до этого уделил своему чаду достаточное количество времени.
Другие же родители считают, что ребенок может и должен играть сам. «В наше детство никто с нами из взрослых особо и не играл, некогда было родителям, работали с утра до вечера». Действительно, дети играли на улице с друзьями, они были заняты в саду и в школе, самостоятельно ходили в кружки.
В условиях современной жизни такая позиция родителей не всегда оправдывает себя. На улице мы не видим шумных детских ватаг, в школе дети успевают только учиться, в кружки детей приходится возить или приводить. Маленький человек растёт без совместных детских игр, а взрослым либо некогда, либо нет желания играть с ребенком.
Нередко мы наблюдаем «зависшего» над гаджетом малыша, который «развивается», наблюдая за яркими картинками на экране.
Слово «играет» взято в кавычки не случайно, ведь ни одна, даже самая продвинутая компьютерная игра не будет по-настоящему развивающей и полезной для подрастающего ребенка в отличие от игры истинной, живой, наполненной общением.
Многие ребятишки настолько перегружены кружками и обучающими занятиями, что они просто физически не успевают играть с друзьями во дворе или дома. А ведь именно наличие свободного времени у ребенка, когда можно никуда не спешить, предоставляет возможность для рождения свободной игры, развитию фантазии, проявлению инициативности.
Именно в игре наиболее полно проявляется личность ребенка, игра – это «жизненная лаборатория» (С. Т. Шацкий). я (умственного, эстетического, нравственного, физического).
Таким образом, именно совместная игра (взрослого с ребенком) позволяет увидеть, насколько гармонично развивается маленький человек, есть ли зоны развития, где необходима помощь, имеются лиу него какие-либо эмоциональные или психологические трудности.
Просто наблюдая за игрой вашего ребенка вы поймете, что интересует ваше чадо более всего, где есть напряжение, повышенная тревожность или, возможно скрытая агрессия.
Это полезное наблюдение - не пристальное, но включённое и доброе, позволит вам стать ближе к внутреннему миру вашего ребенка, создаст доверительные отношения между вами.
Итак, дорогие родители, давайте полюбим игру, увидим в ней огромный потенциал, попытаемся найти время и ресурс внутри себя, чтобы насладится временем, проведенным с нашими детьми.
Выбирайте игры по вкусу из приведенного ниже списка или находите и придумывайте игры сами. Это не сложно и очень увлекательно!
Подвижные игры.
Роль подвижных игр в жизни любого ребенка трудно переоценить. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Вспомните свои любимые игры детства: салочки, прятки, всевозможные игры с мячом, скакалки, классики, догонялки, различные игры-соревнования, «Море волнуется раз…», «Сова и мыши», «Гуси-лебеди», «Вышибалы», «Замри-отомри».
Игра «Сделай фигуру»
Инвентарь: записи веселых детских песен («Чунга-чанга», «Жили у бабуси два веселых гуся», и т. п., музыкальный центр.
Мама и ребенок встают на краю комнаты. Мама включает запись песенки на 15-20 секунд. Под музыку мама и ребенок разбегаются по комнате, выполняют танцевальные движении. Когда песенка перестает звучать, игроки останавливаются и принимают какую – либо позу. Каждый старается угадать, что за фигуру показал его напарник, отмечают наиболее удачную позу. Игру можно повторить 3-4 раза.
Одна из замечательных игр, которая наверняка понравится вашим детям называется
«Четыре стихии».
Дети сидят (стоят) в кругу. Взрослый договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся земле, например, трава). На слово «вода» – вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли). На слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы, сказать «солнце»). На слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (изобразить костер, повернуться кругом).
"Жмурки и их разновидности"
При классическом варианте игры ведущему завязывают глаза, а остальные игроки хлопками привлекают его внимание. Ведущий должен поймать кого-нибудь и узнать, кто это.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается ведущий, которому завязывают глаза. По кругу пускают колокольчик, а задача ведущего – поймать человека с ним. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Еще один вариант жмурок – игра «ПМЖ».
Ведущий с повязкой на глазах про себя произносит три слова: «Полуживой, мертвый, живой», участники говорят ему «Стоп!».
Если они остановили его в момент, когда он произносил первое слово, то должны прыгать на одной ножке, второе – замереть и не двигаться с места, третье – игра развивается по правилам классических жмурок.
«Цветные сигналы»
Из разноцветного картона сделайте три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. Это сигналы.
Когда взрослый поднимает зеленую ладонь, можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь означает, что можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал красной ладони дети должны замереть на месте, молчать и не шевелиться.
Заканчивать игру следует красной ладонью.
«Броуновское движение»
Все дети становятся в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики.
Детям сообщаются ПРАВИЛА ИГРЫ: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногами или руками.
Если участники успешно следуют правилам игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей.
Игроки стараются установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Поводыри»
Игроки разбиваются на пары.
Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами.
Первый, поводырь, сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться.
Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку.
Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия.
Затем траектория и скорость движения увеличиваются.
Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.
«Черепаха»
Участники с панцирем (подушкой, сдутым шариком или мягкой игрушкой на спине) движутся к берегу, до финишной линии, и возвращаются обратно в море.
При слове «чайка» все должны отправиться в укрытие, к заранее оговоренному месту.
Те, кто в процессе потерял панцирь, доползают до него, кладут на спину и спешат в укрытие, пока чайка (мама) не вылетела на охоту.
Черепашки, угодившие в лапы к хищной птице, один тур отсиживаются или становятся ведущими, чайками.
В другом варианте этой игры черепаха (ведущий) кладет яйца (камешки) в центр круга, сооруженного из веревки или начерченного на земле.
Игроки (чайки) пытаются украсть яйца и при этом не попасться черепахе.
Пойманный игрок становится черепахой и занимает место ведущего.
«Репейник»
По залу летают «колючки» (это дети бегают и танцуют под музыку).
Когда ведущий говорит: «Ветер», колючки начинают слипаться друг с другом с помощью рук.
Когда ветер стихает, они летают слипшиеся, то есть не разъединяя рук.
Игра заканчивается, когда образуется одна большая колючка.
Настольные игры.
Существует огромное количество настольных игр на любой вкус. Предлагаю вам список некоторых игр:
«Пилос», «Квадрос», «Турбосчёт», «Активити», «Эрудит», «Морской бой».
Игры, придуманные на ходу.
Попросите вашего ребенка найти и перечислить все синие (красные и т. д) предметы в комнате или в поле его зрения на прогулке.
Загадайте любое слово, а ваши дети пусть отгадывают его, задавая наводящие вопросы: живое-не живое, большое или маленькое, есть у нас в доме или нет, это можно съесть и т. д. ?
Выберете любой предмет (например, стакан) и вместе с детьми придумайте, как его можно использовать. Подсчитайте количество вариантов. Вы удивитесь, как много их может оказаться!
Известную всем игру в слова можно разнообразить так: по очереди называете слова, начинающиеся с любой загаданной буквы. Особенность игры заключается в том, что первый участник называет имя на эту букву, второй – город, третий – растение, четвертый – животное. Если участников больше, можно добавить по вашему желанию: страну, овощ или фрукт, транспорт и т. д.
Во время прогулки с ребенком попробуйте вместе с ним сочинять простые рифмы, складывать веселые стихи.
Предложите ребенку найти сходства и отличия между любыми двумя предметами в комнате или на улице.
На небольших полосках бумаги изобразите, либо напишите название любого предмета, который надо найти ребенку в помещении, где вы с ним сейчас находитесь.
Импровизируйте, включайте свою фантазию по полной, получайте удовольствие, играя с вашими детьми!
Помните, что важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество.