Гульдар Атанова
Конспект ООД «По миру детства Мустая Карима»
Цель: познакомить детей с жизнью башкирского писателя М. Карима и его творчеством; формировать у детей интерес к чтению и книгам.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустая Карима.
2. Воспитание нравственных качеств: честность, ответсвенность за свои дела и поступки, трудолюбие.
3. Формирование у детей интереса к чтению и книгам.
4. Формировать умение осмысливать литературный текст и его содержание.
5. Развивать умение делать выводы, решать проблемные ситуации.
Публикация «Конспект ООД „По миру детства Мустая Карима“» размещена в разделах
6. Поддерживать интерес к театрализованной деятельности, получение детьми удовольствия, создание хорошего настроения.
Ход занятия.
Воспитатель:
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай! (на фоне стихотворения звучит «Курай»).
Воспитатель: Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение. Кто из вас знает, кто написал это стихотворение?
Дети: башкирский поэт Мустай Карим.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это Мустай Карим с любовью прославлял свой родной край. (Обращаем внимание на фото природы родного края). Ребята, посмотрите на этот портрет. Это портрет народного башкирского поэта Мустая Карима. В сентябре 2005 года его не стало, но память о нем живет в наших сердцах…
Воспитатель: Народный поэт слава и гордость Башкортостана, Мустай Карим, а настоящее его имя Мустафа Сафич Каримов, родился 20 октября 1919 года, в деревне Кляшево Чишминского района в семье крестьянина – середняка Сафы Каримова. Мустафа Сафич Каримов – талантливый и мудрый писатель, поэт, драматург. Этот человек стал родным для множества людей, просто потому что любил их, и писал для них книги.
Аскар: Рос Мустай Карим в многодетной семье. Рос он трудолюбивым и прилежным ребенком. Вот как он сам писал про себя: «Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать – учила ходить, брат Муртаза – ездить на коне; Муххарам, сын Курбана – плести лапти, солдаты – терпению, Тукай и Пушкин – сочинять стихи…»
Асель: Когда Мустафа учился в институте, он начал писать свои первые стихи. Когда началась Великая Отечественная война, Мустафа пошел на фронт, где был тяжело ранен. С самого начала войны М. Карим в действующей армии. По окончании краткосрочных военных курсов он служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона, работал корреспондентом фронтовых газет. В августе 1942 годы был тяжело ранен в грудь. Около полугода М. Карим лечил свои раны в госпиталях.
Эдгар: Мустай Карим участвовал в боях за Украину, Венгрию, Молдавию, Болгарию. День Победы 9 Мая 1945 года он встретил в Вене. За проявленное на фронте мужество он был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями.
Дети по очереди читают стихи:
- Я ухожу, товарищи на фронт,
Чтоб стариков текла спокойно старость,
Чтоб нашим девушкам краса осталась,
Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,
Чтобы над Белой не сгущались тучи.
- Товарищи, я ухожу на фронт.
За ту весну, что навсегда настанет,
За светлый сад, которым край наш станет,
За маленького сына моего,
И Родины любимой торжество!
- Орудий грохот. Едкий дым
Сползает по горе.
Звезда над лагерем моим,
Атака на заре!
- Копытом иноходец бьет,
По ледяной горе.
Не спят джигиты, каждый ждет
Атака на заре!
- Клинок отточенный со мной
В узорном серебре
С победой я вернусь домой!
Атака на заре!
Физкультминутка: башкирская народная игра «Юрта»
Воспитатель: После окончания войны Мустай Карим всецело отдается творческой и общественной деятельности. Его поэтические, прозаические и драматические произведения изданы на многих языках и читаются в разных уголках земного шара. Это «Долгое-долгое детство», «Радость нашего дома», «Таганок».(Показ иллюстраций,отгадывание произведений)
Воспитатель: А сейчас наши юные артисты из театральной студии покажут небольшой спектакль, который подготовили по рассказу Мустая Карима «Туда или сюда?»
Театрализованная постановка по рассказу М. Карима «Туда или сюда?»
На сцене стоит стол, на котором сидит девочка.
Мать: Альфия, слезь со стола, нельзя на нем сидеть!
Альфия: А я хочу!
Мать: Я кому сказала! Если не слезешь, я тебя накажу!
Альфия: Все ругаете и ругаете меня! Уйду я от вас!
Мать: Иди!
Альфия: Уйду!
Альфия надевает ботинки, но не может завязать шнурки.
Альфия: Завяжите мне шнурки!
Мать завязывает ей шнурки. Альфия идет к вешалке, но не может достать и снять пальто.
Альфия: Достаньте мне пальто!
Старший брат достает ей пальто, помогает застегнуть. Альфия идет к двери, но не может ее открыть.
Альфия: Откройте мне дверь!
Отец открывает ей дверь и идет вместе с ней на крыльцо. Альфия уныло бредет к воротам, останавливается, смотрит по сторонам, оборачивается к отцу и спрашивает.
Альфия: А куда мне идти? Туда или сюда?
Отец: Не знаю.
Альфия вздыхает и идет обратно.
Звучит музыка, все артисты выходят на поклон.
Воспитатель: Бытует в народе мудрость одна: цена человека – жизнь и дела. Дела Карима – его произведения. Он говорит, что окунулся в детство, хотя никогда с ним и не прощался. В его книге «Долгое – долгое детство» на обложке изображен бородатый человек в коротких штанишках. Это он, и он останется таким всегда. Мустай Карим не ощущал себя вне детства, потому что счастлив по-настоящему
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось? Что вы нового узнали сегодня?