Яна Яковенко
Детско-родительский тренинг на формирование положительного эмоционального настроя в подготовительных группах «Дом чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Яковенко Я. А.
Социальный педагог Лозовая А. Г.
Настроение – это эмоциональные очки,
через которые человек воспринимает происходящее с ним и вокруг.
Цель: гармонизация детско – родительских взаимоотношений.
Задачи:
- способствовать формированию навыков взаимодействия с детьми в процессе непосредственного общения;
- содействовать раскрытию уникальности и неповторимости личности каждого участника;
Публикация «Детско-родительский тренинг на формирование положительного эмоционального настроя в подготовительных группах „Дом чувств“» размещена в разделах
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- развивать позитивные взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность.
Рабочий, раздаточный материал: пиктограммы чувств, зубная паста, пластиковые тарелки, влажные салфетки, видеоролик «Чударики-самолеты», цветная бумага.
Приветствие.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Задумывались ли вы когда-нибудь, что самое дорогое в жизни человека? Предполагаемые ответы: здоровье, семья, жизнь, любовь и т. п. А еще мудрецы говорят, что это мир человеческих переживаний, ощущений и чувств. Именно с ощущений и начинается психика - душа человека.
Мир переживаний ребенка гораздо ярче, чем у взрослых (трава – зеленее, мороженое – слаще, лето – краше и т. п.). Эта погруженность в свои переживания и мешает детям понимать других людей.
Чтобы лучше это понять, представьте себе стакан доверху наполненый водой. Таков мир детских переживаний. Добавьте в этот стакан хоть капельку своих эмоций (угроз, предупреждений, похвал) и вода хлынет через край – начнется истерика или буйная эйфория (смотря с каким знаком добавите). Детям необходимо учиться управлять своими переживаниями самостоятельно. Для этого необходимо обратить внимание ребенка на его чувства, помочь подобрать соответствующее слово для их определения. Это и будет ключиком власти над собой. Познавая себя, он научится лучше понимать других людей (сверстников, родителей).
Педагог: Ребята, как вы думаете, что такое ЧУВСТВА? Предполагаемые ответы: наше настроение, веселье, радость, когда нам грустно и т. п.
Где живут ЧУВСТВА? Предполагаемые ответы: в теле, в голове…
Сказка «Чувства»
Жили-были Чувства. Жили хорошо, дружно… Вот только своего дома у них не было. Оттого и скитались они по белому свету. И до того им это надоело, что решили они найти себе Дом.
Шли они, шли и увидели впереди Камень. «Он и будет нашим Домом», - решили Чувства и стали жить в Камне. Однако вскоре они покинули его, потому что не смогли в нем жить. Камень был холодный и неподвижный…ну, совсем, как неживой!
Пошли они дальше. Вскоре перед ними раскинулось огромное синее Море. Чувства, недолго думая, взяли и…нырнули в него. «Вот здорово: вода – соленая, волны плещутся, а какие красивые рыбки и водоросли. У Моря ни конца, ни края – всем места хватит!», - переговаривались между собой Чувства. Не успели они порадоваться, как Море «зашевелилось», почернело, поднялись огромные волны и… выбросили наши Чувства на берег.
Передумали Чувства жить в Море и пошли дальше Дом искать. Пройдя совсем немного, они увидели Цветок неземной красоты. И до того он понравился Чувствам, что они, не раздумывая, решили, что Цветок и будет их Домом. И все было хорошо до тех пор, пока Цветок не стал постепенно увядать и совсем не сравнялся с землей.
Совсем опечалились Чувства, легли на землю и стали думать, что же им дальше делать. На них смотрело таинственное ночное Небо, подмигивая яркими звездами, будто маня к себе. «А мы и не заметили, как ночь пришла…», - отметили про себя Чувства. «Переночуем на Небе и, если понравится, там и останемся», - решили Чувства. Хорошо им спалось. Утром они решили осмотреться и познакомиться с Небом. Сначала они заблудились в Облаках, потом стало припекать Солнце, а после все Небо стало содрогаться от Грозы.
Ну и натерпелись же наши Чувства! Прямо по Радуге они вернулись на землю. Потеряв всякую надежду найти себе дом, в котором им будет уютно и надежно, они бесцельно шли вперед по дороге. Навстречу им шел Человек. И был он немного странным… Разговорившись с Чувствами, Человек признался в том, что у него нет чувств. Он не знает, что значит бояться и быть смелым, он не может радоваться и грустить, любить и ненавидеть, злиться и жалеть. И тогда Чувства предложили Человеку : «Приюти нас, стань нашим Домом, а мы научим тебя ЧУВСТВОВАТЬ». С тех пор Человек и Чувства больше не расставались.
Педагог: Посмотрите, вот этот Дом-человек, который совершенно пустой. Теперь мы можем его заселить Чувствами и помогут нам в этом цветные карандаши.
Упражнение «Цветной портрет чувств»
Участники раскрашивают чувства и ощущения на контурном изображении человека.
Педагог: Теперь на минуту отложите свои рисунки и послушайте пословицы. Каждой пословице необходимо подобрать соответствующее чувство. Предлагаемые пословицы:
- Сердце веселится - лицо цветёт (радость);
- Глаза на мокром месте (грусть);
- Худо тому, кто добра не делает никому (злость);
- Пуганая ворона куста боится (страх).
(родителям и детям раздаются смайлы с эмоциями)
Педагог: Радость, грусть, злость, страх – это одни из основных чувств. Какие чувства и эмоции вы можете добавить в этот список? Предполагаемые ответы: печаль, удивление, испуг, вина, отвращение, восторг и т. п.
Возвращаемся к нашим цветным портретам чувст. Сейчас вам необходимо определить, в какой части вашего тела живет Радость, Грусть, Злость, Страх и расположить их соответственно на портрете чувст.
Анализ: предлагается примерный перечень чувств и соответствующих им цветов (Занкевич Т. Д., Михайлов А. М. «Теория и практика сказкотерапии») :
Радость – желтый
Счастье – оранжевый
Удовольствие – зеленый
Грусть – голубой
Гнев, раздражение – ярко-красный
Вина – коричневый
Страх – черный.
Учитываются штриховка, нажим, локализация на теле человека.
Педагог: Как вы думаете, какое чувство самое весёлое? Что нам приносит радость, как люди радуются? Чударики предлагают нам немного размяться и сделать с ними зарядку. Повеселимся вместе с чудариками?
Видеозарядка «Чударики-самолёт»
Дети вместе с родителями повторяют движения чудариков.
Педагог: Ребята, какая часть нашего тела самая выразительная? С помощью чего мы в первую очередь можем определить, какое настроение у человека, что он чувствует? Конечно же лицо! Хотите нарисовать свое настроение необычным способом? Помогут нам в этом тарелка и зубная паста.
Упражнение «Настроение на тарелке»
Родители вместе с детьми рисуют свое настроение на тарелке при помощи зубной пасты. В конце упражнения предлагается обсудить чувства, которые испытывали дети и их родители.
Рефлексия.
Всегда ли наше настроение бывает хорошим?
Что может его испортить? Предполагаемые ответы: ударили, обозвали, не поделились, напугали, поругали, наказали и т. п.
Что мы чувствуем, когда настроение испорчено? Предполагаемые ответы: грусть, печаль, уныние, тоска, злость, раздражение и т. п.
Когда нам хорошо и мы испытываем радость, этим чувством хочется поделиться с окружающими. Согласны? Что же хочется сделать с плохим настроением (с злостью, грустью? Предполагаемые ответы: покричать, плакать, толкнуть и т. п.
Вот так мы выглядим, когда нам плохо (раздаются пиктограммы отрицательных чувств на цветных листах бумаги). Избавимся от грусти, злости, раздражения, страха?
Родители вместе с детьми рвут бумагу на мелкие части и держат в руках.
Педагог: Наша встреча подошла к концу. У вас в руках не просто кусочки бумаги, а настоящий салют! Запустим его?
Завершение «Салют»
Педагоги, дети и родители вместе пускают салют и прощаются.