Дубровина Екатерина
Плавание как способ охраны физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАВАНИЕ, КАК СПОСОБ ОХРАНЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Е. В. Дубровина
инструктор по физической культуре,
тренер по плаванию
МБДОУ ЦРР детский сад № 9 «Родничок»
г. Ессентуки
Одной из главных задач Федеральной образовательной программы является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Плавание как способ охраны физического и психического здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формируется здоровье человека на всю его последующую жизнь.
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития детей. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни. Также вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, успокаивает, снимает утомление. После плавания дети лучше засыпают, крепче спят, улучшается внимание и память. Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.
Также важно отметить, что купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.
Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом. Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор по плаванию должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
В процессе занятий плаванием в дошкольных учреждениях могут применяться следующие типы занятий: тренировочное; занятие, построенное на одном способе плавания; занятие по аква-аэробике; оздоровительное плавание; контрольное. Остановимся на наиболее значимых на наш взгляд типах занятий.
Тренировочное занятие посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых занятий дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами : в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д.
Рис. 1 Упражнение: «Ходьба на месте»
На следующем занятии эти же передвижения усложняются, изучаются новые варианты ходьбы – левым (правым) плечом вперед и т. д. На каждом последующем занятии целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.
Игровое занятие предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме, или же совершенствование материала предыдущего занятия. Здесь может быть несколько вариантов.
Рис. 2 «Игровые упражнения»
Можно выделить несколько этапов обучения детей плаванию в дошкольном возрасте :
1-й этап. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Он начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами, заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.
Рис. 3 Упражнение «Стрелочка»
2-й этап. Старший дошкольный возраст (5-6 лет). На занятиях дети учатся держаться на поверхности, а также самостоятельно выполняют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз подряд). Дети приобретают умения и навыки, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно уверено.
Рис. 4 Упражнение «Вдох-выдох»
3-й этап. Подготовительный дошкольный возраст (6 лет). Основная задача – обучение плаванию избранным способом. К концу этого этапа дети должны проплывать 10-15 метров на мелководье разученным способом в полной координации.
Рис. 5 Упражнение «Ноги кроль с доской»
Ниже представлен анализ работы за 2022-2023 учебный год.
Занятия по плаванию начались в сентябре 2022 года. Воспитанники групп впервые пришли в бассейн. Внося данные в индивидуальные карты воспитанников, я отметила, что большинство детей напряжены и боятся воды.
В течение учебного года была проделана работа с детьми в ходе которой мы побороли страх воды, воспитанники стали свободно передвигаться по чаше бассейна, дети стали чувствовать себя уверено. Таких результатов мы достигли при помощи различных упражнений, начиная от самых простых (Рис. 1 Упражнение «Ходьба на месте») переходя к более сложным упражнениям (Рис. 4 Упражнение «Вдох-выдох», рис. 5 Упражнение «Ноги кроль с доской»).
Таким образом, мы можем сказать, что занятия плаванием лучше начинать в раннем дошкольном возрасте. Это способствует обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку – с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья. А самое главное, плавание помогает укрепить здоровье и физическое развитие детей.
Эффективность плавания в физкультурно-спортивной работе с детьми дошкольного возраста. Плавание - одно из средств, способствующих разностороннему физическому развитию, которое стимулирует деятельность нервной и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М. : Просвещение, 1986.
2. Васильева В. С. Обучение детей плаванию. – М. : «Физкультура и спорт», 1989. 94с.
3. Левин Г. Плавание для малышей. – М. : «Физкультура и спорт», 1974.
4. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина П. Л. Обучение плаванию в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. 2023. URL : https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044