Галина Ефимова
Платковые куклы в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня хотела бы с вами поделиться своим опытом работы, а именно рассказать о разнообразном применении платковых кукол в работе с детьми дошкольного возраста. Но сначала немного предыстории. Работать в детский сад я пришла не так давно, чуть больше пяти лет. С самых первых дней работы в детском саду меня заинтересовало такое направление как театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста. За это время я изучила много литературы по этому направлению и с уверенностью могу сказать, что образовательная, развивающая и воспитательная возможность театрализованной деятельности огромна: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Я думаю, что театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития социально-личностных качеств ребенка.
Публикация «Платковые куклы в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе речевой активности, инициативности, эмоциональности, креативности, т. е. способности к творчеству. Для развития данных качеств я все чаще стала вовлекать детей в театрализованную деятельность. При организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении незаменимыми помощниками являются театральные куклы. За многовековую историю кукольного театра люди придумали и создали очень много разнообразных кукол. Театральные куклы отличаются друг от друга внешностью и устройством. Каждая кукла обладает своей индивидуальностью. В работе с детьми я использую разнообразные виды театральных кукол: как покупных, так и самодельных. Это и куклы настольного театра (деревянные куклы фирмы «Томик», резиновые куклы, конусные куклы, которые мы изготовили с родителями на мастер-классе, куклы из бросового материала, которые мы изготовили с педагогами нашего детского сада на мастер классе, пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, куклы марионетки, бумажные куклы для магнитного театра, теневые куклы, варежковые куклы и другие виды кукол. К сожалению, всё мы не смогли с собой привезти. Наша коллекция постоянно пополняется, так как чем разнообразнее театр, тем больше развивается ребенок творчески. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на платковую театральную куклу.
Платковые куклы отражают определенные образы, могут быть использованы в разнообразных видах деятельности. Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально - практическим источником радости открытия, познания, созидания. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, расширяют кругозор детей, воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками и взрослыми. Еще один плюс в том, что для изготовления такой куклы не требуется много времени и больших материальных затрат.
Платковые куклы очень просты в изготовлении. Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. Вместо платка можно использовать кусок ткани. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки. Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться
Я оценила их преимущество перед другими театральными куклами, и теперь платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в нашей группе. Точнее можно выделить три направления использования платковых кукол в работе с детьми дошкольного возраста. Это использование на праздниках и развлечениях, использование при организации режимных моментов и использование в оформлении групповой комнаты. Изначально я создавала платковые куклы для показа театральных постановок, так как дети нашей группы очень любят кукольный театр, в свободной деятельности постоянно показывают друг другу театральные постановки, применяя куклы настольного, магнитного, пальчикового, теневого театра, театра би-ба-бо и других видов театра. Но все эти куклы не подходили для того чтобы показать театральные постановки для большой аудитории, так как очень малы для этого. Чтобы решить эту проблему я принялась за создание платкового театра. Немного фантазии и куклы были готовы. Дети с огромным удовольствием выступали перед малышами нашего детского сада и родителями, а также принимали поздравления в день рождения от времен года, в зависимости от того в какое время года они родились. Когда у нас появились первые платковые куклы, я поняла, какое это чудесное пособие и стала их широко применять при организации режимных моментов, а именно во время проведения организованной образовательной деятельности, во время утренней гимнастики и гимнастики после сна, во время прогулок и экскурсий, во время чтения художественной литературы и гигиенических процедур. Дети с удовольствием используют платковые куклы в своих играх : сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных. Платковые куклы используем как элементы оформления различных центров в нашей групповой комнате. В дальнейших планах создание куклы инспектора ДПС, пожарного, врача которые украсят наш центр безопасности. В заключении хотелось бы сказать, что самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости и пользы принесет она детям и взрослым.