Ольга Пащенко
Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Разработали : Пащенко ОВ
Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в основу положена технология и методические разработки автора Давыдовой Г. Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Пластилиновое чудо“ для дошкольников» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Этапы формирования навыков
1.4. Мониторинг освоение программы
1.5. Связь с разделами программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Формы и методы занятий
2.3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Такое построение занятий кружка «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
1.2. Цель и задачи программы дополнительного образования
«Пластилиновое чудо»
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
1.3. ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Мониторинг
Ребенок, овладевший программой дополнительного образования «Пластилиновое чудо» :
• Хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками
• Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его
• Создает выразительные образы использую изученные техники лепки
• Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа
• Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ
• Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе
• 3 балла- ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
• 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
• 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
• Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Ф. И.
ребенка Работает с пластелином Создание необычных образов Сочетание цветов и оттенков Создание выразительных образов.
композиция Комбинирование в работе различных техник Общее количество балов
Н. гК. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г Н. г К. г
1.4. Связь с разделами программы :
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
- «Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-’’Познавательные’’ занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- “Музыкальные занятия”.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Особенность обучения заключается в том, что детям предлагается нетрадиционный вид декоративно-прикладного искусства (пластилиновая живопись - пластилинография)
2.1. Учебно – тематический план
Временной период младший возраст Количество занятий
Количество занятий в месяц 2
Количество занятий в год 18
Временной период средний возраст Количество занятий
Количество занятий в месяц 2
Количество занятий в год 18
Занятия проводятся в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми - 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней группе. Программа рассчитана на работу с группой в количестве 8-10 человек.
2.2. Формы и методы занятий.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и т. д.)
- практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками,
- индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии :
- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности;
- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков»;
- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Календарно – тематическое планирование работы с детьми на 2019 -2020 год.
Месяц Тема занятия Педагогические цели Программное содержание занятия Виды детской деятельности
Сентябрь, 1 неделя Вводное занятие.
Беседа с детьми на тему: «Что такое пластилинография?
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. В доступной форме объяснить детям, что такое «пластилинография» Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Познакомить с техникой безопасности при работе с инструментами. Используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию научить детей созданию на основе пластилина лепных картин на горизонтальной поверхности. Развивать у детей моторику пальцев рук. Обучающая, воспитывающая, развивающая.
Сентябрь,
3 неделя «Фрукты» Создать условия для обучения создания выразительного образа предмета – фрукты – посредством передачи объема и цвета на горизонтальной плоскости; Учить отщипывать, скатывать колбаску, шарик, пальцами разглаживать готовую поверхность Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная.
Октябрь, 1 неделя «Золотая рыбка» Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания нескольких цветов пластилина. Выразительный образ объекта в технике «Пластилинография»Изображение рыбки в движении с использованием для создания объема разного сочетания цвета пластилина. Учить отщипыванию, скатыванию пальцами, размазыванию на основе, разглаживанию готовых поверхностей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
Октябрь, 3 неделя Коллективная работа «Домики из брёвнышек» Создавать условия для обучения созданию сюжетной картины на плоскости – посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. Учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, прижимать и размазывать на основе картон, создавая композицию. Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
Ноябрь, 1 неделя Коллективная работа «Золотая осень» Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Приемы работы : придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей. Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Ноябрь, 3 неделя «Солнышко лучистое» Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта - «солнца- с использованием нетрадиционного материала: ознакомление с приемом «смешивания» двух цветов пластилина» Приемы лепки: отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контры рисунка, скатывании пластилина в колбаски. Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Декабрь, 1 неделя «Снегирь на ветке рябины» Создать условия для обучения технике создания изображения «птицы» и «веточки рябины» на плоскости при помощи пластилина. Техника создания изображения на плоскости при помощи пластилина.
Использование цвета в передаче внешних особенностей птицы. Приемы работы в технике «пластилинографии» : придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
Декабрь, 3 неделя Коллективная работа «Новогодняя ёлочка» Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков. Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Январь, 3 неделя «Снеговик» Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков. Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Январь, 4 неделя Коллективная работа «Ветка рябины» Создать условия для обучения созданию целостной композиции; способствовать развитию эстетического восприятия, мелкой моторики Приемы работы в технике «пластилинографии» : придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Февраль, 1 неделя «Барашек» Создать условия для обучения изображению на плоскости «барашек» моделируя образ барашка с помощью пластилина. Барашек в технике «пластилинографии». .Использованием цвета в передаче внешних особеностей, характера животного. Приё мы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скручивание в колечки. размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей Восприятие произведений художественной литературы, позновательно - исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Февраль, 3 неделя «Парусник» Пластилинография – нетрадиционная техника, изображения. Выразительный образ через передачу объёма и цвета. Создавать условия для обучения созданию парусника на плоскости посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. Приё мы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Март, 1 неделя «Подарок маме цветок мимоза» Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Нетрадиционная техника изображения - пластилинография. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок, шариков пальцами, размазывание на основе, прижимание, разглаживание готовых поверхностей. Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Март, 3 неделя «Слоник» Создать условия для обучения изображению на плоскости «слоника», моделируя его образ с помощью пластилина Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, составление композиции из отдельных элементов. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Апрель, 1 неделя «Тюльпаны в вазе» Создать условия для обучения созданию натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. Изображение вазы. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание готовых поверхностей. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Апрель, 3 неделя «Бабочки» Создать условия для обучения передаче природной красоты бабочки посредством художественной техники - пластилинографии. Передача природной красоты бабочки посредством художественной, техники «пластилинография». Приемы работы в технике «Пластилинографии» : отщипывание, раскатывание шариков, соединение Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Май, 2 неделя «Божья коровка» Создать условия для обучения передаче природной красоты божьей коровки посредством художественной техники - пластилинографии. Насекомые классификация насекомых. Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной, техники «пластилинография. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовой поверхности. Создание композиции. Восприятие произведений художественной литературы, позновательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Май, 4 неделя «Цветочная полянка» Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема. Приемы работы с пластилином : отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скатывание в улитку, составление композиции из отдельных элементов. Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель, 2006
Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1997
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев/ О. А. Новиковская. – М. : АСТ; СПб: Сова, 2006
Рузина М. С. Страна пальчиковых игр/ М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина/ Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
Узорова О. В. Физкультурные минутки/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Асрель – АСТ – Ермак, 2004
Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»/ Т. А. Шорыгина. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004