Татьяна Барскова
Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей
Барскова Татьяна Михайловна,
Воспитатель,
МБДОУ №52 «Колосок»,
п. Литвиново
[Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей
Форма любого материального предмета обладает рядом специфических свойств: объемностью, пространственностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весомостью, прочностью, массивностью, плотностью. Эти объективные свойства формы при определенных условиях становятся носителями композиционных закономерностей. Композиция – построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Слово «композиция» происходит от латинского «compoitio» - соединение, связь.
Публикация «Пластические возможности бумаги для конструктивной деятельности детей» размещена в разделах
«Архитектурная композиция» - это решение функциональных задач архитектуры на художественном уровне.
«Архитектурная композиция» определяется как целостная художественная выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям.
Теория архитектурной композиции изучает, исследует общие закономерности формообразования.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КОМПОЗИЦИИ
Чтобы владеть речью, необходимо выучить слова и грамматику, только тогда мы в состоянии выразить собственную мысль. Человек, который рисует и строит, также должен научится особому языку пластических форм, чтобы уметь выражать свои чувства.
Средствами его языка являются элементы, формы, цвета и законы их построения. Чтобы ясно воплотить свой творческий замысел, он должен понимать эти средства и владеть их выразительностью.
Средства выразительности форм и их комплексов специфичны не только для архитектуры – их использует и другие виды искусства.
Каждое из художественных средств не обладают самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе – они получают смысл только в системе композиции.
Есть качества, обязательные для композиции любого изделия и эти качества обеспечивают своего рода комплексное качество композиции – гармоничную целостность формы.
Гармония формы достигается с помощью особых средств. Они называются – средствами композиции.
Это:
1. пропорции и пропорциональность;
2. масштаб и масштабность;
3. контраст;
4. нюанс;
5. ритм;
метрический повтор;
пластика;
динамика;
статика;
цвет; свет;
равновесие;
симметрия;
асимметрия.
ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ
Единство (целостность, гармония) – основное качество любой композиции в любом виде искусства и важнейшее свойство человеческого восприятия. И чтобы визуальные характеристики архитектурных объектов, архитектурной среды в целом отвечали этому свойству восприятия, среда должна обладать признаками целостности.
Наряду с учетом исходных условий важнейшим инструментом должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокое качество результата.
Независимо от того, является ли субъект восприятия профессионалом или человеком неискушенным, нарушение важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию - сигнал о нарушении целостности.
Некоторые специалист считают, что существует всего два закона архитектурной гармонии - закон тождества и закон подобия.
Закон тождества – это когда архитектурная гармония может быть воспринята или создана в здании или в ансамбле, где порядок достигнут повторением тех же элементов, форм и пространств.
Закон подобия – это когда архитектурная гармония может быть восприняла или создана в композиции, где порядок достигнут посредством повторения подобных, схожих элементов, форм и пространств,
в то время, как закон тождества символизирует единство и единообразие, закон подобия символизирует единство в разнообразие.
СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространства.
Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.
Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой. На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.
Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.
Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.
Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.
Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.
Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.
Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.
Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна.
«РИТМ» И «МЕТР» В КОМПОЗИЦИИ
Способность формы к количественному изменению, движению, развитию обуславливает важные объективные основы ее построения. Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередованием одинаковых элементов – называют метрическим. Строение формы, являющееся следствием ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим.
Слово ритм буквально означает - такт, мерность.
Метрический порядок характеризуется повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторением равных интервалов между ними. Ритмический порядок характеризуется последовательным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.
Нарастает ощущение монотонности, когда ритмический порядок прост. Чтобы преодолеть эту монотонность правильность ритма нарушают. Метрический и ритмический порядок строится как ряд.
Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента или более сложным, когда он скоординирован с другим и весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.
Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. д.
Промежутки, через которые определенные элементы повторяются – называются интервалами, а повторяющиеся элементы - акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, гак и архитектурная форма. Ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.