Татьяна Андреева
Планируемые результаты по музыке в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,;
Публикация «Планируемые результаты по музыке в 5 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2020
• освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности : в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
В рабочую программу были внесены изменения при подборе вокального репертуара, т. к. творческий подход учителя – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности. Рабочая программа составлена с учётом уральского региональногокомпонентаобразования школьников, в котором возрастает роль художественных ценностей Свердловской области, появляется возможность широкого использования на музыкальных занятиях событий и фактов из истории области, нашедших своё выражение в художественных образах русской музыки.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических, экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус-ства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
По окончании 5 класса обучающиеся НАУЧАТСЯ и ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и кон курсом, фестивалей и др. ;
— разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зару-бежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
— применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
-выявлять многосторонние связи музыки и литературы;
- понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью;
-углублять представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки;
-высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни;
- выделять отдельные признаки предмета и объединить по общему признаку;
- передавать музыкальные впечатления на основе приобретённых знаний;
- определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках;
-прослушивать музыкальные сочинения разных композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов;
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников;
2. Основное содержание
5 класс (35 часов)
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными фразами других искусств — литературы (прозы и поэзии, изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др., театра (опе-ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы, кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое планирование (35 ч)
Название разделов программы:
Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и цокольной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр : опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих и заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Перечень музыкального материала :
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.
Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Но поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехерезада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Вокализ. С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена; года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты) B.Гаврилин.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.
Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В. -А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо). В. -А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В. -А. Моцарт.
Dignare. Г. Гендель.
Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
«Сказка о царе Салтане.» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э. -Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.
Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.
Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского
Перечень литературных произведений
Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.
Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.
Венецианская ночь. И. Козлов.
Осень и грусть на всей земле. М. Чюрленис.
Листопад. И. Бунин.
Снег идет. Б. Пастернак.
Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.
Вальс. Л. Озеров.
Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.
Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагмены) А. Пушкин.
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Щелкунчик. Э. -Т. -А. Гофман.
Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».
Музыкант-чародей. Белорусская сказка.
Перечень произведений изобразительного искусства
Золотая осень. И. Остроухов.
Осень. А. Головин.
Полдень. К. Петров-Водкин.
Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.
Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.
Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинекий.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Садко. И. Репин.
Садко. Палех. В. Смирнов.
Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.
Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.
Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане.» А. Пушкина. И. Билибин.
Волхова. М. Врубель.
Новгородский торг. А. Васнецов.
Песнь Волжского челна. В. Кандинский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке : через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роли дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка! Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи! Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Перечень музыкального материала :
Знаменный распев.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть) С. Рахманинов.
Богородице Дева, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.
Богородице Дева, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фе дор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве Мария. Дж. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И. -С. Бах — Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелди).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов
Соната для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И. -С. Бах.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» Мусоргский.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.
Увертюра к фильму «Вратарь» Дунаевский
Марш из к/ф «Вратарь» Дунаевский
Г. Свиридов «Время, вперед!»
А. Пахмутова «Герои спорта»
Перечень литературных произведений:
Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.
Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей. А. Майков.
По дороге зимней, скучной. А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею. А. Хомяков.
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.
Звуки пели, дрожали так звонко. А. К. Толстой.
Струна. К. Паустовский.
Не соловей — то скрипка пела. А. Блок.
Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует. И. Бунин.
Я не знаю мудрости, годной для других. К. Бальмонт.
Реквием. Р. Рождественский.
Не привыкайте к чудесам. В. Шефнер.