Громова Наталья Борисовна
Планирование работы по развитию речи в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я использую мониторинг образовательной деятельности, в диагностировании применяю различные методы: наблюдение, беседы с детьми, беседы с родителями, индивидуальное тестирование, дидактические игры.
По результатам диагностики проведённой в начале года, выявляя уровни успешности детей в усвоении образовательной программы, определяю для себя направления моей педагогической работы. Дидактический материал подбираю в соответствии с возрастными возможностями и интересами каждого ребенка, а также планирую индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Это позволяет эффективно решать программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Учитывая возрастные особенности и период адаптации, диагностику провели не в сентябре, а в конце ноября. Активная речь не у всех детей была развита в соответствии с возрастом (конечно же, у всех по разному, понимание речи соответствовало возрасту детей. Поэтому моя педагогическая работа направлена на развитие речи и мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста. Вопрос развития речи и мелкой моторики детей очень актуален. В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». С этим высказыванием трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь, и не только она, а и память, внимание, мышление. Выбор технологий и методов осуществляла на основе возрастных критериев и индивидуальных особенностей детей. Основной формой организации является игровая деятельность. В процессе образовательной деятельности осуществляется постепенный переход от формирования новых знаний и умений к их применению. Цель моей педагогической работы : развитие мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игрушек.
Темочки:
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
1) проанализировать методическую литературу по данной теме; - совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития речи и мелкой моторики детей
2)развивать мелкую моторику у детей раннего возраста 3)развивать тактильную чувствительность рук детей, 4)разработать план работы по развитию мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Работу организовала через совместную, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми, работу с родителями.
Свою деятельность с детьми провожу по следующим направлениям:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами;
- дидактические игры и игрушки.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития речи и мелкой моторики являются:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами (пирамидки, вкладыши, счёты, матрёшки, мозаики, карандаши, шишки, крышки, счётные палочки, пальчиковые бассейны с разными наполнителями и др.) ;
- игры-шнуровки;
- игры с прищепками;
- игры с водой и др.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Совместно с родителями работаем в трех направлениях :
- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями были проведены консультации на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Играем пальчиками – развиваем речь» и др. В родительском уголке помещаю папки-передвижки с рекомендациями по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Результаты обследования в конце учебного года, уровня развития мелкой моторики и речи моих воспитанников свидетельствуют о положительных результатах моей педагогической работы. Почти все дети группы активно общаются (естественно у каждого свой уровень словарного запаса и ЗКР). Проблема с речью у Миши (после индивидуальных консультаций с мамой и посещения ими специалиста) связана с наследственностью. Согласно рекомендациям врача, с ним проводятся индивидуальные развивающие речевые игры и упражнения.