Елена Кошелева
Планирование по правилам дорожного движения (ранний возраст)
Пояснительная записка
Из года году увеличивается поток автомобилей на дорогах села и города, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которые уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности.
Публикация «Планирование по правилам дорожного движения (ранний возраст)» размещена в разделах
- Младшая группа
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Детям приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать увидеть приближающийся транспорт.
Обычные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части при наличии тротуара или обочины.
Предоставленные около дома сами себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, у них еще не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и право послушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Организации работы предполагает достичь следующих результатов: обучить детей безопасному поведению, привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Цель:
Формирование у детей младшего возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи
1. Учить детей правилам поведения на улице.
2. Обучать элементарной дорожной грамотности.
3. Расширять знания о правилах поведения на дороге.
4. Учить применять правила в различных жизненных ситуациях.
5. Формировать культуру поведения в общественном транспорте.
6. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
7. Учить отличать друг от друга различные виды транспорта.
8. Учит понимать и употреблять в речи новые понятия.
9. Развивать речь детей.
Ожидаемые результаты
К концу года сформировать у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Они должны знать:
- Назначение светофора и каждого его цвета;
- Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
- Как правильно переходить улицу.
- Какой транспорт передвигается на дороге (проезжей части);
- Составные части транспорта;
- Кто такие пешеходы;
- Профессия «Шофер»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Сентябрь
1неделя Рассматривание большой и маленькой машины. Дидактическая игра «Куклы едут в гости» 1)Учить называть и различать большую и маленькую машины, проговаривать слова
«большая», «маленькая»
2) Сажать куклу на большую машину и наоборот.
Познание, Социально-коммуникативное развитие
художественное слово
2 неделя Рассматривание разных машин на иллюстрациях.
Дидактическая игра «Подними картинку» Сравнить по величине машины на рисунке.
Учить показывать большую и маленькую машину.
3 неделя Знакомство с красным цветом. Чтение стихотворения «Вот какие маки» О. Выготской. Познакомить детей с красным цветом. Научить находить предметы красного цвета среди предметов.
4 неделя Знакомство с легковой машиной (игрушка)
Дидактическая игра «Назови и покажи» Учить называть все части машины: кабина, руль, колесо, окна, двери.
Работа с родителями Анкетирование «Я и мой ребенок на дорогах»
Консультации о профилактике детского травматизма «Безопасный путь до дома»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Октябрь
1неделя Рассматривание грузовой машины (игрушка) Дидактическая игра «Назови и покажи»
Познакомить с грузовой машиной, называть все части машины. Познание, Социально-Коммуникативное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2 неделя Рассматривание грузовой машины на улице Рассмотреть машину, отметить, что она большая, называть все части. Внести в словарь детей слово
«грузовик»
3 неделя Рассматривание иллюстраций с изображением легковой машины.
Дидактическая игра «Найди и покажи Учить узнавать и находить легковую и грузовую машины на картинках.
4 неделя Наблюдение за работой шофёра. Дидактическая игра «Мы водители»
Понаблюдать, как шофёр садится в кабину, заводит мотор, крутит руль. Знать, что когда едет машина, нужно уступить ей дорогу.
Работа с родителями «Советы по безопасности на дороге»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Ноябрь
1неделя Знакомство с зелёным цветом.
Дидактическая игра «Найди и покажи» Познакомить детей с зелёным цветом (зелёные листья, трава, платье, карандаш, мяч. Учить выделять его среди других цветов. Познание, Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие
2неделя Закрепление зелёного и красного цвета Дидактическая игра «Назови правильно» Закрепить знания детей красного и зелёного цвета.
3 неделя Знакомство с автобусом (игрушка, картинка) Учить узнавать и называть автобус, его основные части на картинке, игрушке. Знать, что автобус перевозит пассажиров.
4 неделя Сравнение автобуса, грузовой, легковой машины на картинках и игрушках.
Дидактическая игра «Покажи правильно» Видеть различие и сходство автобуса, грузовой, легковой машины.
Работа с родителями Беседа «Безопасность детей в автомобиле» Информационный стенд «Безопасность на дороге»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Декабрь
1неделя Знакомство с жёлтым цветом.
Дидактическая игра «Найди и покажи»
Познакомить детей с жёлтым цветом. Научить выделять его среди других цветов.
Знакомить, что жёлтым бывают одуванчики, цыплята, солнце. Познание, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2неделя Дидактическая игра «Какой» Различать и называть цвета карандашей (красный, жёлтый, зелёный).
3 неделя Дидактическая игра «Катание цветных шариков» Учить по заданию брать шарик нужного цвета и прокатывать его в ворота такого же цвета, проговаривать свои действия.
4 неделя Рассматривание различных видов транспорта (машина грузовая, легковая, автобус).
Дидактическая игра «Найди игрушки»
Работа с родителями Консультация «Дети на дороге» Консультация «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Январь
1неделя Дидактическая игра «Красный и зелёный» Учить действовать по сигналу в зависимости от цвета кружка. Познание, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2неделя Дидактическая игра «Красный. жёлтый, зелёный» Продолжать учить действовать по сигналу, развивать внимание.
3 неделя Подвижная игра «Птицы и автомобиль» Учить действовать по сигналу, воспитывать внимание. Знать, что машине нужно уступать дорогу.
4 неделя Дидактическая игра «Найди и расскажи» Учить действовать по заданию воспитателя. Находить легковую, грузовую машину, автобус, называть их части.
Работа с родителями Консультация о ПДД
Целевые прогулки к проезжей части: «Внимание! Как безопасно перейти дорогу»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Февраль
1неделя Наблюдение за игрой старших детей Побуждать детей высказываться об увиденном. Воспитывать интерес к играм. Познание, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2 неделя Наблюдение за машиной. Стоя у ворот детского сада, называть, какие машины проезжают мимо. Попытаться определить цвет окраски.
3 неделя Подвижная игра «Птицы и автомобиль» Учить детей убегать от машины. Действовать по сигналу.
4 неделя Рассматривание картины «Улица города» Называть знакомые машины, действие людей.
Работа с родителями Консультация «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Консультация «Игры с детьми по ПДД» Внесение примеров игр в родительский уголок.
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Март
1неделя Наблюдение за движением пешеходов Дать понятие о движении пешеходов по улице : идти спокойно, не задевая друг о друга. Воспитывать умение организованно вести себя на улице, ходить только по пешеходным дорожкам. Познание, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2неделя Рассматривание светофора Дать понятие о том, что огоньки у светофора зажигаются поочередно. Повторить название цветов.
3 неделя Игра «Мы пешеходы» Учить переходить улицу только на зелёный сигнал по пешеходному переходу.
4 неделя Подвижная игра «Поезд» Учить двигаться в колонне, своевременно реагировать на цвет сигналов светафора.
Работа с родителями Консультация «Чтобы жизнь детей на улицах была безопасна» Анкета «Осторожно дорога!»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Апрель
1неделя Дидактическая игра «Где машина?» Знакомить детей с понятием «далеко-близко»; использовать в речи соответствующие термины. Познание, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2 неделя Дидактическая игра «Цветные огоньки», «Найди предмет такого цвета» Закрепить знание детей о трёх цветах светофора, называя вслух цвет, который показывает воспитатель, находить предмет такого же цвета, как и кружок.
3 неделя Подвижная игра «Переход» Учить двигаться в колонне, не держаться друг за друга, подчиняясь сигналам светофора, не выходить из строя. Воспитывать внимание.
4 неделя Дидактическая игра «Послушай и покажи» Учить по слову воспитателя находить и показывать предмет определённого цвета.
Работа с родителями Консультация «Причины ДТП с участием детей» Выставка «Мой папа купил автомобиль»
Месяц Тема Программное содержание Интеграция областей
Май
1неделя Подвижная игра «Мы водители» Учить двигаться по сигналу светофора, соблюдать расстояние между детьми. Воспитывать внимание Познание, Социально-коммуникативное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие
2 неделя Подвижная игра «Разные автомобили» Учить двигаться по сигналу воспитателя только определённым машинам. Воспитывать внимание и терпение, закрепить знание различных видов машин.
3 неделя Подвижная игра «Поезд» Закрепить умение действовать в соответствии с сигналами светофора и указаниями воспитателя.
4 неделя Рассматривание иллюстраций в книгах Узнавать знакомые машины, светофор, пешеходную дорожку. Называть их. Делиться впечатлениями друг с другом.
Работа с родителями Консультация «О привычках, вредных на проезжей части» Памятка «Пример взрослого заразителен»