Наталья Леонова
Планирование «Использование метода «Синквейн» в развитии речи детей» на второй год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Тема: «Овощи»
«Четвертый лишний»
Задачи:
- формировать умение находить «лишний» предмет;
- формировать умение обосновывать свой выбор.
«Один – много»
Задачи: закреплять образование существительных во множественном числе.
«Что изменилось»
Задачи:
- развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
«Скажи наоборот»
Задачи:
Публикация «Планирование „Использование метода „Синквейн“ в развитии речи детей“ на второй год обучения» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.
Тема: «Фрукты»
«Что общего»
Задачи:
- расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов; - развивать внимание и память.
«Мяч бросай, только фрукты называй»
Задачи:
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных
«Сравни предметы»
Задачи:
- продолжать формировать умение согласовывать в речи существительное с прилагательным.
Тема: «Осень»
«Опиши предмет»
Задачи:
- закреплять в речи детей слова-предметы и слова
-признаки;
- обогащать словарь детей.
«Что бывает.»
Задачи:
- уточнить представления о признаках предметов;
- расширять объем словаря.
«Что происходит в природе»
Задачи:
- закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
«Бывает, не бывает»
Задачи:
- расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.
Октябрь
Тема: «Деревья осенью»
«Назови главное»
Задачи:
- обучать детей выделению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значение слова).
«Я начну, а ты закончи»
Задачи:
- формировать у детей умения составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; - развивать умение быстро находить точное слово.
«Как ты узнал?»
Задачи:
- формировать умения подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
«Соберем листья»
Задачи:
- упражнять в образовании относительных прилагательных.
Тема: «Слово-предмет»
«Живое –неживое»
Задачи:
- закрепить понятие о предмете и его название.
- формировать умение определять «живые» и «неживые» предметы.
«Покажи картинку-символ»
Задачи:
- совершенствовать умение определять живые и неживые предметы;
- познакомить с графическим обозначением предмета («живого», «неживого»).
«Кто это? Что это?»
Задачи:
- формировать умение, правильно, ставить вопрос;
- совершенствовать умение определять живые и неживые предметы
«Подбери картинку символ»
Задачи:
- формировать умение, правильно, ставить вопрос;
- совершенствовать умение подбирать картинку-символ к предмету.
«Ассоциации»
Задачи:
- формирование умения подбирать слова-
ассоциации;
- расширение объема словаря
Тема: «Слово-действие»
«Кто что как делает»
Задачи:
- дать понятие о слове, которое обозначает действие;
- познакомить с графическим обозначением действия предмета.
«Кто как умеет передвигаться»
Задачи:
- формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета;
- развивать слуховое внимание и память.
«Кто как голос подает»
Задачи:
- формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета;
- развивать слуховое внимание и память.
«Ответь на вопрос»
Задачи:
- закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов;
- расширять словарь детей
«Что делают этим предметом»
Задачи:
- развивать умение подбирать слова-
предметы и слова-
действия.
Тема: «Слово-признак»
«Подбери вопрос»
Задачи:
- дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета;
- познакомить с графическим обозначением признака предмета
«Какой он? Какая она? Какое оно?»
Задачи:
- дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета;
- познакомить с графическим обозначением признака предмета
Игра «Угадай, что это? кто это?»
Задачи:
- закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки;
- обогащать словарь детей
«Опиши предмет»
Задачи:
- закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки;
- обогащать словарь детей
Ноябрь
Тема: «Предлоги на, в, за»
«Найди картинку»
Задачи:
- практическое усвоение детьми предлогов «в», «на», «за», «перед», «около».
«Почини предложение»
Задачи:
- практическое усвоение
детьми простых предлогов.
«Назови маленькое слово»
Задачи:
- практическое усвоение
детьми предлогов «в», «на», «за», «из».
Тема: «Предложения»
«Подбери слова к действию»
Задачи:
- упражнять в подборе слов-предметов к слову-действию; - расширять словарь детей;
- развивать умение дифференцировать «живые» и «неживые» предметы
«Придумай загадку»
Задачи:
- уточнять представления о признаках и действиях предметов и живых существ
«Дополни предложение словами»
Задачи:
- развивать умение подбирать слова-предметы по смыслу
- расширять предметный словарь детей
«Составь предложение»
Задачи:
- формировать умение составлять предложение по опорным картинкам; - расширять словарь детей
«Расширь предложение»
Задачи:
- формировать умение строить предложение по сюжетной картинке;
- познакомить с правилами написания предложения и графическим обозначением предложения
Тема: «Продукты питания»
«Веселый синквейн»
Задачи:
- обогащать и активизировать словарь;
- развивать грамматический строй речи;
- закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
-познакомить с технологией синквейн
Тема: «Посуда»
Дид/упр. «Составь синквейн по картинке»
Задачи:
- формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок;
- обогащать словарь детей по лексической теме; - развивать творческую активность детей;
- воспитывать инициативность.
Тема: «Мебель»
Дид/упр. «Поиграем в синквейн»
Задачи:
- формировать умение работать со схемой синквейна;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, память; - воспитывать доброжелательность, умение сотрудничать
Декабрь
Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»
«Одежда, обувь, головные уборы»
(коррекционный час)
Задачи:
- систематизировать знания детей об одежде, головных уборах, обуви;
- продолжать формировать умение работать со схемой синквейна; - учить выделять общий признак в словах;
- развивать умение обобщать;
- учить детей образовывать относительные прилагательные и использовать их в своей речи;
- формировать умение составлять предложения по опорным словам. - развивать логическое мышление, память, мелкую моторику.
Тема: «Домашние животные»
«Домашние животные» (коррекционный час)
Задачи:
- продолжать формировать умение составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;
- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;
- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;
- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
- формировать навык построения предложений.
-развивать умение думать, размышлять, рассуждать на заданную тему; - воспитывать доброжелательность, инициативность, самостоятельность.
Тема: «Дикие животные/ Домашние животные»
«Путешествие в зимний лес» (составление рассказа)
Задачи :
- закреплять знания детей о диких животных;
- продолжать учить детей активно участвовать в беседе;
- уточнить знания детей о словах – признаках, словах – действиях, словах – предметах,
- формировать у детей умение составлять рассказ о диких животных по технологии синквейна, опираясь на схему – алгоритм; - совершенствовать вербальный анализ и синтез;
- развивать ассоциативное мышление;
- воспитывать интерес к созданию синквейна; любовь к природе.
Тема: «Праздник ёлки»
«Новый год» (составление синквейна)
Задачи:
- закреплять знаний детей об особенностях праздника;
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Новый год»;
- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;
- упражнять в составление предложений с глаголами прошедшего времени и предлогом «на», распространение предложений определениями;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий.
- развивать слуховое внимание;
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать мелкую моторику.
- воспитывать умение работать в коллективе.
Январь
Тема: «Зима»
«Зима»
Задачи :
- уточнять и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы;
- продолжать формировать у детей умение составлять синквейн; - расширять словарный запас по теме «Зима»;
- закреплять навык построения простого предложения с опорой на картинку; - формировать навыки распространять предложение путём введения определения и однородных членов;
- закреплять умение заучивать небольшие стихотворения.
- развивать у детей любознательность и познавательную активность, творческое воображение, художественное восприятие детей; - воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.
Тема: «Зимние забавы»
«Вот какой снеговик» (составление рассказа с элементами творчества)
Задачи :
- формировать у детей умение составлять продолжение рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал и план; - совершенствовать умение ориентироваться на исходный текстовой, наглядный материал и план при составлении продолжения рассказа; - закреплять умение детей составлять синквейн.
-развивать навык планирования собственного рассказа (выбор сюжетного решения, последовательности изложения и т. д); -активизировать словарь детей по темам : «Зима». «Зимние забавы и развлечения детей»;
- совершенствовать умение детей подбирать родственные слова, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; - развивать творческое воображение, логическое мышление, связную речь детей;
-воспитывать инициативность, чувство ответственности за выполнение задания.
Февраль
Тема: «Зимующие птицы»
«Зимующие птицы» (коррекционный час)
Задачи:
- уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении, формировать понятие «зимующие птицы»;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- продолжать знакомить детей с методом составления синквейнас опорой на схему- алгоритм;
- формировать умение применять данную модель при составление текста;
- закрепить понятия слова-предметы, слова-признаки и слова-действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Тема: «Моя семья»
«Кот, петух и лиса»
(составление синквейна по прослушанному произведению)
Задачи:
- формировать у детей умение составлять синквейн по прослушанному произведению;
- продолжать формировать умение находить в большом объёме информации главную мысль;
- развивать связную речь детей;
- развивать интеллектуальные возможности детей.
Тема: «Животные жарких и холодных стран»
Чарушин «Кто как живет»
(составление синквейна по прослушанному произведению)
Задачи :
- продолжать формировать умение составлять готовый синквейн по прослушанному рассказу;
- продолжать развивать умение находить и выделять в большом объеме информации главную мысль и кратко ее формулировать;
- развивать слуховое внимание и память.
Тема: «Наша Армия»
Дид/упр. «Кто расскажет?»
Задачи:
- закреплять умение составлять синквейн;
- развивать словарный запас, память, мышление;
- воспитывать у детей интерес к составлению синквейна.
Март
Тема: «Весна. Приметы весны»
Дид/упр. «Придумай загадку»
Задачи :
- закреплять умения составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
- продолжать учить видеть предмет и сравнивать его действия с действиями других предметов.
- активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом (называние действий и взаимодействий объектов).
Тема: «Мамин праздник. Женские профессии»
Конкурс синквейнов «Стихи для мамы»
Задачи :
- закреплять у детей умения составлять синквейн;
- развивать фразовую речь детей;
-помогать детям самовыражаться через сочинение собственных нерифмованных стихов;
- развивать творческую активность
Тема: «Наш город. Моя улица»
«Город мой родной» (ознакомление с окружающим миром)
Задачи:
- расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его;
- расширять словарный запас детей по теме;
- продолжать формировать у детей умение самостоятельно составлять синквейн с опорй на алгоритм – модель, закреплять умение наращивать предложения;
- активизировать познавательный интерес, внимание, память,
- развивать логическое мышление, воображение; - воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.
Тема: «Стройка. Строительные профессии»
Дид/упр «Сломанный синквейн»
Задачи :
- формировать умение анализировать неполный синквейн для определения отсутствующей части;
- активизировать словарный запас детей по лексической теме; - развивать внимание, интеллектуальные способности.
Тема: «Транспорт»
Задачи :
- формировать умение употреблять обобщающие понятия (воздушный, наземный, водный);
- расширять словарь детей прилагательными, глаголами; - совершенствовать согласование слов в предложении в роде, числе - закрепить умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна; - развивать умение думать, размышлять, рассуждать на заданную тему; - воспитывать любознательность
Апрель
Тема: «Наша родина»
«Мы поэты» (досуг)
Задачи :
- способствовать актуализации словаря детей; - открывать новые интеллектуальные возможности детей
Тема: «День космонавтики»
Дид/упр. «Нарисуй предмет отгадку»
Задачи:
- формировать умение находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;
- совершенствовать мелкую моторику, изобразительные умения
Тема: «Перелетные птицы»
«Лиса и журавль» (пересказ)
Задачи:
- обучать детей составлять пересказ сказки близко к тексту и по ролям; - совершенствовать умение детей составлять синквейн.
- развивать у детей умение подбирать слова - признаки, слова – действия, строить распространённые предложения;
- активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
- воспитывать у детей правила хорошего тона и поведения.
Тема: «Цветы. Насекомые»
«Мы на луг ходили» (Рисование)
Задачи:
- формировать знания детей о насекомых;
- продолжать развивать умение составлять синквейн с опорой на схему
- алгоритм, используя свой рисунок;
-упражнять в подборе слов (существительных, определений, глаголов) по теме;
- закреплять умения изображать насекомых, передавая характерные их особенности и детали;
- закреплять технические навыки работы с восковыми мелками;
- развивать монологическую речь, зрительное восприятие; - воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Май
Тема: «Весна майская»
«Весна» (коррекционный час)
Задачи:
- закреплять навыки словообразования, словоизменения, согласования существительных с глаголами, существительных с прилагательными;
- развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать фонематическое восприятие, развивать речевое дыхание, мелкую моторику;
- воспитывать бережное отношение к природе, учить правильному поведению в природе.
Тема: «День победы»
Дид/упр. «Найди ошибки в стихотворении»
Задачи:
- формировать у детей умение корректировать готовый синквейн; - развивать внимание, мышление.
Дид/упр. «Один начинает, другой продолжает».
Задачи:
- продолжать формировать умение составлять синквейн; - активизировать словарь детей;
- способствовать правильному употреблению предложных конструкций; - развивать слуховое внимание.
Тема: «Лес. Грибы, Ягоды»
Дид/упр. «Чей синквейн Лучше?»
Задачи: - совершенствовать умение составлять синквейн к разным словам-предметам, связаннм лексической темой;
- воспитывать самоконтроль.
Дид/упр. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
Задачи:
- формировать умение составлять синквейн на разные темы;
- развивать логическое мышление
Тема: «Школа. Школьные принадлежности»
Дид/упр. «Речецветик»
Задачи :
- совершенствовать навык составления дидактического синквейна к разным словам-предметам, связаннм лексической темой; - развивать логическое мышление, речь
Дид/упр. «Кто назовет больше нужных слов»
Задачи:
- формировать умение анализировать готовый синквейн для определения отсутствующей части;
- развивать ассоциативное мышление.