Cветлана Цицарова
Планирование индивидуальной коррекционной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план развития и коррекции детей
старшей группы № 1
на 2018-2019 учебный год
Учитель-дефектолог: Цицарова С. Н.
Задачи коррекционной работы по средствам занимательного материала
на начало учебного года
Цвет предметов
Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
Публикация «Планирование индивидуальной коррекционной деятельности» размещена в разделах
Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий; выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Выявлять закономерность в изменении цвета.
Действия с группами предметов
Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.
Сопровождение действий словами — прибавил (убавил, стало поровну (больше, меньше).
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру;
высокий — низкий, одинаковые по высоте; длин-ный — короткий, одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине;
Способы сравнения (приложение, наложение);
Сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами;
Составление групп из предметов с заданными свойствами.
Развитие пространственного восприятия
Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.
Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать формировать образные представления.
Положение предметов в пространстве: около, рядом, посередине, между, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу, внутри - снаружи, далеко – близко. Развивать умение ориентироваться в альбоме, на листе.
Развитие временного восприятия
Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже;
Части суток, их последовательность.
Регуляция произвольного внимания (концентрация, устойчивость, прочность, избирательность). Регуляция непроизвольного внимания (распределение).
Задачи коррекционной работы по средствам занимательного материала
на начало учебного года
Развитие памяти
Развивать опосредованную, зрительную, слухо–речевую память.
Развитие наглядно-образного, вербально - логического мышления за счет обучения приема умственных действий
(анализа, синтеза, сравнения, группировки, установления причинно-следственной связи)
Учить производить соотносительный анализ двух предметов.
Учить группировать конкретные предметы и их изображение.
Составлять упорядоченных рядов из 5 предметов.
Учить исключать лишний предмет.
Учить понимать серию картинок со скрытым смыслом.
Обучать простейшим формам замещения символизации и моделирования.
Формировать умение находить одинаковые предметы в контурном и цветном изображении.
Учить составлять целое из 4-6 и более частей.
Учить отгадывать загадки, шуточные задачи.
Развитие воображения
Развитие творческой активности, способности к фантазированию.
Формировать умения создавать образы по словесному описанию.
Формирование элементарных математических представлений Количество и счет
Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них.
Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.
Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?».
Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0.
Соотнесение цифры, числа и количества.
Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе практических действий с предметами.
Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: Который по счету?
Развитие графических навыков
Формировать правильную посадку и захват карандаша.
Развивать ручную моторику и зрительно-моторную координацию.
Научить ориентироваться на нелинованном листе, и на линованном в клетку.
Познакомить с образом печатных букв и способом их графического начертания.
Задачи коррекционной работы по средствам занимательного материала
на начало учебного года
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Родная природа
Знакомить с характерными особенностями времен года. Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).Растения
Продолжать знакомить с фруктами овощами ягодами и грибами.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)
Животные
Расширять представления детей о животных (5-6 видов) и их детенышах, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам.
Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Учить находить признаки сходства и различия.
Знакомство с ближайшим окружением
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину.
Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Формировать представления о работах, проводимых в осенний период в саду и в огороде.
Развитие связной речи
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.
Развитие фонематических процессов
Учить различать на слух гласные и согласные звуки.
Формировать навык различения звуков по признакам.
Развивать фонематический слух. Развивать фонематическое восприятие и представление. Формировать навык звукового анализа и синтеза
Задачи коррекционной работы по средствам занимательного материала
на начало учебного года
Развитие восприятия и представление через накопления и расширения сенсорного опыта, использование полученных знаний в практической деятельности
Цвет предметов
Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий; выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения).
Выявлять закономерность в изменении цвета.
Действия с группами предметов
Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.
Сопровождение действий словами — прибавил (убавил, стало поровну (больше, меньше).
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру;
высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине;
Способы сравнения (приложение, наложение);
Сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами;
Составление групп из предметов с заданными свойствами.
Развитие пространственного восприятия
Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.
Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать формировать образные представления.
Положение предметов в пространстве: около, рядом, посередине, между, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу, внутри - снаружи, далеко - близко;
Развивать умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
Развитие временного восприятия
Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже;
Части суток, их последовательность.
Развитие произвольное внимание
Регуляция произвольного внимания (концентрация, устойчивость, прочность, избирательность)
Регуляция непроизвольного внимания (распределение).
Развитие памяти
Развивать опосредованную, зрительную, слухо–речевую память.
Задачи коррекционной работы по средствам занимательного материала
на начало учебного года
Развитие наглядно-образного, вербально - логического мышления за счет обучения приема умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, группировки,
установления причинно-следственной связи)
Учить производить соотносительный анализ двух предметов.
Учить группировать конкретные предметы и их изображение.
Составлять упорядоченных рядов из 5 предметов.
Учить исключать лишний предмет.
Учить понимать серию картинок со скрытым смыслом.
Обучать простейшим формам замещения символизации и моделирования.
Формировать умение находить одинаковые предметы в контурном и цветном изображении.
Учить составлять целое из 4-6 и более частей.
Учить отгадывать загадки, шуточные задачи.
Развитие воображения
Развитие творческой активности, способности к фантазированию.
Формировать умения создавать образы по словесному описанию.
Формирование элементарных математических представлений Количество и счет
Счет предметов до 10 в различном направлении и про-странственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них.
Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.
Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?».
Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0.
Соотнесение цифры, числа и количества.
Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе практических действий с предметами.
Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: Который по счету?
Развитие графических навыков
Формировать правильную посадку и захват карандаша.
Развивать ручную моторику и зрительно-моторную координацию.
Научить ориентироваться на нелинованном листе, и на линованном в клетку
Познакомить с образом печатных букв и способом их графического начертания.
Развитие фонематических процессов
Учить различать на слух гласные и согласные звуки.
Формировать навык различения звуков по признакам.
Развивать фонематический слух. Развивать фонематическое восприятие и представление.
Формировать навык звукового анализа и синтеза.
Задачи коррекционной работы по средствам занимательного материала
на начало учебного года
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Родная природа
Знакомить с характерными особенностями времен года. Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Растения
Продолжать знакомить с фруктами овощами ягодами и грибами.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)
Животные
Расширять представления детей о животных (5-6 видов) и их детенышах, учить различать их по размеру, ха-рактерным частям тела, повадкам.
Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Учить находить признаки сходства и различия.
Знакомство с ближайшим окружением
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину
Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний – осенний период в саду и в огороде.
Развитие связной речи
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.