Светлана Андреевна Окотэтто
Планирование и организация воспитателем собственной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Приход в детский сад молодого педагога — радостный и важный день! Это начало долгого, интересного пути в становлении современного педагога, как профессионала своего дела. В этот день не хочется думать о трудностях. Со стороны старшего воспитателя и заведующего ДОО необходимо дать время на профессиональную адаптацию молодого педагога, особенно если функционирует система наставничества, так несправедливо забытая в современной дошкольной педагогике.
Работа молодого педагога начинается с:
1. Знакомство с коллективом, детьми, родителями своей группы;
2. Знакомство с образовательной программой детского сада;
3. Изучить особенности детей своей группы;
4. Спланировать совместно со старшим воспитателем программу о самообразовании.
План воспитательно-образовательной работы - это обязательный документ воспитателя ДОО. По плану работают сменные воспитатели, поэтому и планирование должно быть совместным. Таким образом, вместе со своим напарником необходимо не только составить и спланировать деятельность с детьми, но и обсудить предстоящие события и направления для реализации программных задач ДОО.
Есть несколько важных позиций, которые необходимо учесть молодому педагогу при подготовке этого документа:
1. Объективно оценить уровень своей подготовки в момент планирования (для этого не стесняйтесь обращаться к старшему воспитателю и более опытным педагогам. Посещайте «Школу молодого педагога» если она функционирует в вашем детском саду.
2. Уметь выделять цель и задачи планирования на определенный период работы, соотнося их с возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями всего образовательного процесса ДОО (цель — одна; задачи — три: образовательная, развивающая, воспитательная. Необходимо учитывать программные задачи, которые отражены в авторской программе, с учетом которой разработана образовательная программа детского сада).
3. Четко представлять результаты своей работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода (учитываем целевые ориентиры, которые выступают как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте);
4. Выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие добиться поставленных цели и задач (в тексте закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ ст. 48. п. 5 отмечается: «педагогический работник обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания». На сегодняшний день в сфере дошкольного образования существует большое количество педагогических технологий. Необходимо выбрать те. Которые будут оптимальны в реализации конкретно для детей вашей группы).
Согласно п. 2.7. ФГОС ДО, необходимо учитывать следующие виды деятельности как сквозных механизмах развития ребенка:
Младенческий возраст (2 месяца — 1 год): непосредственное эмоциональное общение со взрослым; манипулирование с предметами; познавательно-исследовательские действия; восприятие музыки, детских песен и стихов; двигательная активность, тактильно-двигательные игры.
Ранний возраст (1-3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение со взрослым; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами; восприятие смысла музыки, сказок, стихов; двигательная активность; рассматривание иллюстраций.
Дошкольный возраст (3-8 лет): игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд; конструирование; изобразительная; музыкальная; двигательная.
Нужно помнить о возрасте детей в группе. Виды детской деятельности, соответствующие возрасту являются основой грамотного планирования, так как благодаря этому будет возможность подобрать "правильные" игры, творческие задания, игровые образовательные ситуации и объекты для наблюдения.
План работы с детьми должен соответствовать следующим требованиям:
1. Соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей группы;
2. Содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики (можно повторить некоторые аспекты курса «Дошкольная психология»);
3. Учет местных условий детского сада (климат, культурные и региональные особенности, полоролевой состав группы: больше мальчиков или, наоборот, больше девочек, реальная обстановка, в которой осуществляется образовательная деятельность и т. д.);
4. Учет игры как ведущего вида деятельности дошкольника (присутствие в плане многообразие игр: сюжетно-ролевых, дидактических, сенсорных, подвижных и т. д., а также игровых образовательных ситуаций, которые стимулируют познавательно-исследовательскую, экспериментальную деятельность).
Жестких требований к оформлению и ведению плана не существует, поэтому он может существовать в любой удобной для педагога форме или уже сформирован детским садом.
Литература:
1. Белая К. Ю. Планы и программы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. — М. : ТЦ Сфера, 2019. — 128 с.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. — М. : ТЦ Сфера, 2016. — 192 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
3. Письма и приказы Минобрнауки. — М. : ТЦ Сфера, 2020. — 96 с.