Бабкина Елена Анатольевна
План занятия по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
План занятия по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк». Средний дошкольный возраст.
На выбор сказки «Лисичка-сестричка и волк» повлияло выразительное, яркое, красочное, самобытное содержание текста. Сказка легко запоминается она многосюжетная. В ней есть скрытый и явный смысл, что позволяет ребенку при прослушивании самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки – различать плохие поступки, обман.
Публикация «План занятия по ознакомлению с художественной литературой, Русская народная сказка „Лисичка-сестричка и серый волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- «Лисичка-сестричка и серый волк», сказка
- Темочки
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Задачи.
Обучающая:
- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
- Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
- Учить оценивать характер персонажей, их поступки.
Развивающая:
- Развивать устную речь.
- Развивать образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат.
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Умение анализировать и обобщать.
Воспитательная:
- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Планируемый результат : умение оценивать героев по их поступкам.
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных. Проводилась беседа о том, какие дети знают сказки, где главные герои лиса, волк и другие животные. Дети нарисовали рисунки, где изобразили животных из своих любимых сказок.
Оборудование: иллюстрации к сказке : «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу» и т. д. Книга со сказкой «Лисичка-сестричка и волк», маски волка и лисы. Стеллаж, на котором стоят книги со сказками.
Формы организации занятия : прослушивание произведения, просмотр иллюстраций, беседа, игра.
Ход занятия
Вводная часть:
(встаем в круг)
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы пойдем в гости к сказке. (Подходят к стеллажу, на котором стоят книги со сказками).
- Вот мы и пришли. Посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? (О русских народных сказках).
- Кто сочинил эти сказки? (Народ, простые люди).
- Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый – (Волк).
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной – (Лиса).
Воспитатель. Молодцы! Скажите, а знаете ли вы сказки, героями которых были Лиса и Волк? («Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина изба», «Семеро козлят и волк», «Волк и лиса»).
Воспитатель. Молодцы, дети! А еще я знаю русскую народную сказку, которая называется «Лисичка-сестричка и волк». (Проблемный вопрос). Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы с этой сказкой познакомиться? (Прочитать).
Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку (Дети садятся на стулья).
Воспитатель читает сказку, во время чтения показывает картинки, на которых изображены сюжеты из сказки.
Разминка.
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте).
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте).
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы).
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами).
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево).
Тянет лисонька свой нос (руки на поясе).
Но зайчата быстро скачут (Прыжки на месте).
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью).
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте).
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх).
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх).
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох).
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки).
Размялись, отдохнули, садимся на места.
Беседа по сказке :
- Понравилась ли вам сказка? Кто запомнил, как она называется?
- Кто главные герои? (Лиса, волк).
- Какая по характеру лиса? (Хитрая, плутовка, обманщица).
- Какой в сказке волк? (Голодный, добрый, доверчивый).
- Что сделала лиса, что бы получить рыбу? (Притворилась мертвой и таким образом попала на воз, где находилась рыба).
- После того, как лиса собрала всю рыбу с воза, кого она встретила? (Волка).
- Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу волку? (Опустить хвост в прорубь).
- Почему лиса обманула волка? (Она не хотела делиться рыбой).
- Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по – доброму).
- Как вы думаете ребята в какое время года происходит действие сказки? (Зимой). Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно).
-А кто из героев сказки догадался, что лиса-обманщица? (Дед смекнул, что лиса мертвая не была. Деду нужно было быть внимательней).
- Какими словами говорится в сказке о лисе? (Кумушка, лисичка, лисичка-сестричка).
- Как волк отнесся к лисе, когда встретил лису с тестом на голове? (Пожалел лису). Как можно охарактеризовать волка – какой он? (Добродушный, доверчивый).
Воспитатель. Ребята давайте вспомним последовательность сказки. На доске представлены события сказки в неправильном порядке. Восстановим верный порядок.
а. Наловил дед рыбы и повез домой целый воз.
б. Серый волк встретил на дороге лисичку с рыбой.
в. Волк ловит хвостом в проруби рыбу.
г. Хвост волка примерз.
д. Лиса попала в кадку с тестом.
е. Битый небитого везет!
Воспитатель. Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте сейчас разыграем один отрывок. Вот наши участники. (Участники одевают маски лисы и волка).
Воспитатель. Едет лиса на волке. Дети: один за другого держится и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк : Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый - битого везёт!
Волк : Да правильно.
Воспитатель. Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? (Смеётся – посмеивается).
Повторение с другими участниками.
Воспитатель подводит итоги. Молодцы ребята.
- Вам понравилась сказка? (ответ детей).
- Что же плохого сделала лиса, ребята? (Правильно, она обманула волка).
- Как же можно ее назвать? (Обманщица).
- А разве правильно она сделала? (Нет! Обманывать нельзя).
- Чему нас учит сказка? Как вы думаете? (Сказка учит отличать добро от зла).
Воспитатель. Давайте теперь вспомним сказку «Волк и лиса» и найдем сходство со сказкой «Лисичка-сестричка и вол».
- Кто главные герои в этих сказках? (Волк и лиса).
- Кто в этих сказках хитрый, а кто доверчивый персонаж? (Хитрая лиса, доверчивый – волк).
- Что общего в этих сказках? (В этих двух сказках лиса умудрилась обмануть волка).
Воспитатель. На примере сказок мы убедились, что нельзя обижать и обманывать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.