Наталья Дроботова
План воспитательно-образовательной работы период «Зима»
Цель: Продолжать знакомить с зимой, с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
Итоговое мероприятие: вечер развлечений, выставка рисунков Дата проведения:
День недели
Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами/ институтами
Беседа на тему «Народные приметы декабря».
Публикация «План воспитательно-образовательной работы период „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами декабря. Предложить проверить некоторые приметы, используя дневник наблюдений. Формировать познавательный интерес.
№2. Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры.
Задачи: Учить детей договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр.
№3. Дежурство по столовой.
Задачи: Организовать конкурс между дежурными «Кто самый опрятный». Обсудить назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду.
№4. Игры с конструктором «Лего» : конструируем по замыслу.
Задачи: учить детей выполнять конструкции по замыслу в соответствии с заданной темой.
№5. Упражнение «Носовые платочки».
Задачи: учить детей правильно пользоваться носовым платком, следить за его состоянием, содержать его в чистоте и порядке.
№6. Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными радениями.
Задачи: Учить детей выполнять трудовые действия, связанные с мытьем растений, поддонов, наведением порядка в цветнике. Поощрять стремление приносить пользу, формировать культуру трудовой деятельности.
Беседа на тему «Народные приметы декабря».
Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами декабря. Предложить проверить некоторые приметы, используя дневник наблюдений. Формировать познавательный интерес.
№2. Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры.
Задачи: Учить детей договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр.
№3. Дежурство по столовой.
Задачи: Организовать конкурс между дежурными «Кто самый опрятный». Обсудить назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду.
№4. Игры с конструктором «Лего» : конструируем по замыслу.
Задачи: учить детей выполнять конструкции по замыслу в соответствии с заданной темой.
№5. Упражнение «Носовые платочки».
Задачи: учить детей правильно пользоваться носовым платком, следить за его состоянием, содержать его в чистоте и порядке.
№6. Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными радениями.
Задачи: Учить детей выполнять трудовые действия, связанные с мытьем растений, поддонов, наведением порядка в цветнике. Поощрять стремление приносить пользу, формировать культуру трудовой деятельности.
Беседа на тему «Народные приметы декабря».
Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами декабря. Предложить проверить некоторые приметы, используя дневник наблюдений. Формировать познавательный интерес.
№2. Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры.
Задачи: Учить детей договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр.
№3. Дежурство по столовой.
Задачи: Организовать конкурс между дежурными «Кто самый опрятный». Обсудить назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду.
№4. Игры с конструктором «Лего» : конструируем по замыслу.
Задачи: учить детей выполнять конструкции по замыслу в соответствии с заданной темой.
№5. Упражнение «Носовые платочки».
Задачи: учить детей правильно пользоваться носовым платком, следить за его состоянием, содержать его в чистоте и порядке.
№6. Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными радениями.
Задачи: Учить детей выполнять трудовые действия, связанные с мытьем растений, поддонов, наведением порядка в цветнике. Поощрять стремление приносить пользу, формировать культуру трудовой деятельности.
Беседа на тему «Народные приметы декабря».
Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами декабря. Предложить проверить некоторые приметы, используя дневник наблюдений. Формировать познавательный интерес.
№2. Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры.
Задачи: Учить детей договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр.
№3. Дежурство по столовой.
Задачи: Организовать конкурс между дежурными «Кто самый опрятный». Обсудить назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду.
№4. Игры с конструктором «Лего» : конструируем по замыслу.
Задачи: учить детей выполнять конструкции по замыслу в соответствии с заданной темой.
№5. Упражнение «Носовые платочки».
Задачи: учить детей правильно пользоваться носовым платком, следить за его состоянием, содержать его в чистоте и порядке.
№6. Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными радениями.
Задачи: Учить детей выполнять трудовые действия, связанные с мытьем растений, поддонов, наведением порядка в цветнике. Поощрять стремление приносить пользу, формировать культуру трудовой деятельности.
• Беседа на тему «Народные приметы декабря».
Задачи: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, с приметами декабря. Формировать познавательный интерес.
• Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры.
Задачи: Учить детей договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр.
• Дежурство по столовой.
Задачи: Организовать конкурс между дежурными «Кто самый опрятный». Обсудить назначение формы, принципы оценки внешнего вида дежурных. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду.
• Игры с конструктором «Лего» : конструируем по замыслу.
Задачи: учить детей выполнять конструкции по замыслу в соответствии с заданной темой.
• Упражнение «Носовые платочки».
Задачи: учить детей правильно пользоваться носовым платком, следить за его состоянием, содержать его в чистоте и порядке. Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными радениями.
Задачи: Учить детей выполнять трудовые действия, связанные с мытьем растений, поддонов, наведением порядка в цветнике. Поощрять стремление приносить пользу, формировать культуру трудовой деятельности. Внести картину «Хорошо зимой» - формировать умение рассматривать иллюстрации самостоятельно.
Вынести лопатки, ведерки для игр со снегом.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
• Наблюдение: продолжительность дня.
Задачи: Учить детей при помощи ориентира отмечать путь солнца на небосклоне, связывать это явление с изменением продолжительности дня.
• Дидактическая игра «Что изменилось?»
Задачи: Активизировать в речи детей понятия, отражающие сезонные изменения в природе. Развивать зрительное внимание, память.
• Упражнение «Вызови по имени».
Задачи: Учить детей выполнять игровые действия, следить за соблюдением правил, выступать в роли игроков, организаторов игры, выбирать водящего. Развивать внимание, слуховое восприятие.
• п / и «Два Мороза».
Задачи: Учить детей соблюдать правила игры, совершенствовать выполнение игровых действий. Трудовые поручения: поддерживаем порядок на дорожках к групповому участку.
Задачи: Учить детей брать на себя ответственность за поддержание порядка, (Степа, Илья)
2 половина дня
• Разучивание детской песенки «Зима пришла».
Задачи: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, учить декламировать произведение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием и жанром произведения
• Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик».
Задачи: Предложить детям определить жанровую принадлежность произведения, выделить особенности сказки, ответить на вопросы по ее содержанию.
• Работа в уголке книги : знакомство с малыми фольклорными формами (инсценировка песенок).
Задачи: Развивать интерес к малым фольклорным формам, углублять знания о них. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок.
• Беседа на тему «Жизнедеятельность животных зимой».
Задачи: Предложить детям рассмотреть иллюстрации, рассказать, как различные животные готовятся к зиме, Систематизировать, уточнить и дополнить ответы детей, учить корректно исправлять товарища. Аппликация «Зимушка-зима» – закреплять умение работать ножницами
Прогулка
• Наблюдение за работой плотника : ремонт скамьи.
Задачи: Обогащать представления детей о работе плотника, учить уважать труд взрослых, бережно относиться к вещам.
• Подвижная игра «Лохматый пес».
Задачи: Учить детей правильно выполнять основные движения при беге. Развивать скоростные качества, координацию движений.
День недели
Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами/ институтами
• Беседа на тему «Профилактика инфекционных заболеваний зимой».
Задачи: Раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Формировать представления детей о значении гигиенических процедур для здоровья, о мерах профилактики инфекционных заболеваний
• Работа в уголке природы : рассматривание альбома с изображением диких животных зимой.
Задача: Развивать познавательный интерес детей, вызвать стремление больше узнать о животных, их особенностях. Учит составлять рассказ-описание о животных с опорой на свои знания.
• Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» : сюжет «Машина застряла».
Задачи: Развивать игровую деятельность: совершенствовать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом. Упражнение «Салфетки - наши помощники».
Задачи: Учить детей пользоваться салфетками, показать удобство их использования в различных ситуациях.
Дежурство на занятии
Задачи: Учить детей готовить необходимые материалы, следить за готовностью инвентаря к работе
Внести конструктор «Лего» - формировать у детей усидчивость и фантазию
Вынести клюшки, мяч для игры «Хоккей»
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Инд беседы с родителями «Маршрут выходного дня. Гуляйте и наблюдайте»
Наблюдение: Природа зимой.
Задачи: Уточнить представления детей о зимних явлениях природы. Учить рассказывать о погоде, характерной для данного времени года, составлять описание состояния погоды по результатам наблюдений и измерений.
Дидактическая игра «Назови, какие».
Задачи: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные, правильно использовать их в различных речевых конструкциях. Учить выделять ошибки в звучании притяжательных прилагательных, предлагать правильные варианты.
Самостоятельная деятельность детей.
Задачи: Формировать у детей умение находить себе занятия по интересам, объединяться в группы для совместных игр, воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе игры.
Подвижная игра «Оленьи упряжки».
Задачи: Упражнять в беге парами (с высоким подниманием колен, выбрасыванием прямых ног вперед, с захлестом голени) по всей игровой площадке. Развивать мускулатуру ног, ловкость, координацию движений. Трудовые поручения: уборка снега на участке младшей группы.
Задачи: Организовать применение детьми освоенных ранее трудовых навыков, учить распределять фронт работ.
2 половина дня
Чтение отрывка «Зима! Крестьянин торжествуя.» из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи: Учить видеть красоту русской природы, вслушиваться в мелодику стихотворного текста, понимать образные слова и выражения.
Работа в уголке сенсорного воспитания : группируем предметы по заданному признаку.
Задачи: Формировать у детей умение подбирать пары предметов, совпадающих по заданному признаку (величине, форме, строению); аргументировать свой выбор; самостоятельно придумывать подобные задания.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» : сюжет «К нам пришли гости».
Задачи: Формировать у детей культуру поведения, учить действовать в различных ситуациях общения, выступать в качестве гостей и хозяев.
Дидактическая игра «Устроим выставку».
Задачи: Закрепить представления детей об особенностях зимы, навыки рисования. Учить оценивать свои работы и работы товарищей. Индивидуальная работа по развитию речи : многозначные слова.
Задачи: Упражнять в правильном употреблении многозначных слов, способствовать усвоению их значений.
Прогулка
Наблюдение: снегопад.
Задачи: Помочь детям выявить зависимость характера снега от погоды (в морозный день снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду - снежными хлопьями; в сильный мороз при ясном небе - снегопад «иголочками»).
Самостоятельная двигательная деятельность.
Задачи: выявлять уровень сформированности умения самостоятельно организовывать подвижные игры.
Подвижная игра «Два Мороза».
Задачи: Предложить детям пересказать правила игры, ответить на вопросы о том, как нужно действовать игрокам в различных игровых ситуациях. Учить ориентироваться в пространстве, развивать внимание.
День недели
Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами/ институтами
Беседа на тему «Птичья столовая».
Задачи: Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастными ко всему живому, к миру природы. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность, поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Игры с металлическим конструктором.
Задачи: Учить осуществлять выбор необходимых деталей металлического конструктора, выполнять их сборку и крепление. Формировать умение работать по инструкции, понимать суть учебной задачи.
Дидактическая игра «Что было бы, если бы…»
Задачи: Предложить детям рассказать о том, как помогают человеку «умные машины», как они служат человеку зимой. Попросить продолжить фразу «Что было бы, если бы не было…» (той или иной машины). Развивать вербальное воображение, связную речь.
Работа в уголке природы : изучаем строение растений.
Задачи: Актуализировать, конкретизировать и дополнить знания детей о строении растений, автоматизировать в речи названия частей растений, учить рассказывать об их функциях. Дежурство в уголке природы: посадка зеленого лука.
Задачи: Учить детей высаживать репчатый лук на окошке, пояснить назначение отдельных трудовых операций, формировать представления об уходе за «зимним огородом». Внести предметные картинки с изображением зимней природы, металлический конструктор.
Вынести лопатки, ведерки для игр со снегом.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Привлечь родителей к оформлению альбома «Дикие животные» (фото, иллюстрации)
Наблюдение: заморозки на почве.
Задачи: Формировать у детей учебно-познавательные компетенции (умение ставить цель и организовывать ее достижение, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, организовывать наблюдение, проводить измерение, формулировать выводы).
Дидактическая игра «Перечисли предметы».
Задачи: Учить детей согласовывать числительные с количеством предметов, правильно использовать их в сочетании с различными существительными. Учить выделять в речи неверные речевые конструкции, корректно исправлять товарища.
Спортивное упражнение: ходьба на лыжах.
Подвижная игра «Два Мороза».
Задачи: Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам в различных игровых ситуациях, выбрать водящих с помощью считалок.
Трудовые поручения: развешивание кормушек для зимующих птиц.
Задачи: Предложить детям рассказать правила размещения кормушек, выбрать соответствующие требованиям места. Уточнить и дополнить рассказы о том, какие птицы прилетят к кормушкам, чем их нужно кормить. Трудовые поручения: развешивание кормушек для зимующих птиц.
Задачи: Предложить детям рассказать правила размещения кормушек, выбрать соответствующие требованиям места. Уточнить и дополнить рассказы
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».
Задачи: Формировать эмоциональное отношение к произведению, учить подбирать средства выразительности в соответствии с содержанием стихотворения, передаваемым им настроением. Обогащать словарь, формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Работа в уголке физического воспитания : игры с мячом.
Задачи: Напомнить детям правила поведения с мячом в помещении.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» : сюжет «Семья на отдыхе».
Задачи: Формировать у детей социокультурные компетенции, учить объединяться в игровые группы, готовить необходимые условия. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».
Прогулка
Наблюдение за снегом.
Задачи: Предложить детям высказать предположения о том, почему в морозную погоду снег скрипит под ногами.
Оздоровительная ходьба по территории детского сада.
Задачи: Упражнять детей в непрерывной быстрой ходьбе продолжительностью 1,5-2 мин, развивать двигательные навыки, способствовать формированию здорового образа жизни.
.Подвижная игра «Ловишки с мячом».
Задачи: Совершенствовать выполнение основных видов движений. Развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов, быстроту реакции, ловкость, воспитывать целеустремленность.
День недели
Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами/ институтами
Беседа на тему «Пришла зима».
Задачи: Обобщать представления детей о зимних явлениях в живой и неживой природе, формировать положительно окрашенное эстетическое отношение к зимней природе.
Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи: Предложить детям определить жанр произведения, охарактеризовать персонажей, их поступки, придумать свой вариант продолжения сказки.
Упражнение «Учимся следить за прической».
Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к внешнему виду, привычку следить за прической. Учить соблюдать правила личной гигиены, содержать расческу в чистоте.
Игры со строительным материалом: «Строим школу».
Задачи: Учить детей создавать модели здания, использовать освоенные ранее умения работы со строительным материалом. Развивать творческое воображение, способность объединяться в игре. Дежурство в уголке природы.
Задачи: Расширять представления детей о правилах ухода за растениями в зимний период, рассказать, что одни растения не прекращают роста и зимой, другие находятся в состоянии покоя, поэтому нуждаются в особом уходе.
Внести атрибуты к сюжетно-ролевой игре.
Вынести санки, лыжи - создать радостное настроение, развивать двигательную активность
Порекомендовать родителям обратить внимание детей на зимние деревья, понаблюдать за ними в разную погоду, высказать свои впечатления.
Предложить родителям Стаса и Жени закрепить с детьми последовательность одевания зимой.
Музыка (по плану муз. Руководителя)
2 пол. дня
Прогулка
Наблюдение: зимняя одежда. Разгадывание загадок о предметах одежды.
Задачи: Учить детей устанавливать связи между погодой и одеждой взрослых и детей. Узнавать предметы одежды по описанию, видеть в загадках элементы сравнения, аллегории.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Задачи: Совершенствовать умение детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, судей. Учить обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оценивать соответствие действий игроков правилам игры
Трудовые поручения: уборка снега.
Задачи: Организовать применение детьми освоенных ранее трудовых навыков, учить их самостоятельно очищать от снега постройки на игровой площадке. Исследовательская деятельность: рассматривание снежинок.
Задачи: Предложить детям при помощи лупы изучить строение снежинок, зарисовать увиденное в дневник наблюдений. Рассказать, как образуются снежинки и почему они имеют такое строение.
Чтение рассказа К. Коровина «Белка».
Задачи: Учить детей выявлять основную идею произведения, связь названия с содержанием, отвечать на вопросы по содержанию, видеть в книге источник информации.
Работа в уголке книги : рассматривание иллюстраций В. Конашевича к сказкам: «Муха-цокотуха», «Гуси- лебеди», «Старик-годовик», «Привередница», «Лиса- лапотница».
Задачи: Пробуждать у детей интерес к книжной графике, учить всматриваться в иллюстрации, находить интересные подробности, задумываться над характеристикой образов, созданных художником.
Работа в уголке физического воспитания : самостоятельная деятельность.
Задачи: Напомнить детям правила безопасности, учить выбирать различные атрибуты, организовывать игры. Развивать самостоятельность, творчество в двигательной деятельности
Работа в уголке музыкального воспитания : знакомство с балалайкой.
Задачи: Познакомить детей с историей создания инструмента, предложить рассмотреть и охарактеризовать его, назвать составляющие, послушать звучание. Подготовка к обучению грамоте: упражнение «Телеграф».
Задачи: Совершенствовать навыки слогового анализа слов, учить «передавать» слово по слогам.
Подготовка к с-р игре «Шоферы» : творческое задание «Кондуктор», конструирование из модульного конструктора наземных транспортных средств (автобус, машина).
Прогулка
Спортивное упражнение: катание на санках.
Задачи: Учить детей спускаться с пологой горы, сидя на санках, контролировать положение тела при спуске, использовать безопасные приемы спуска. Развивать ловкость, координацию движений.
Подвижная игра «Два Мороза».
Задачи: Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам в различных игровых ситуациях.
День недели
Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами/ институтами
Беседа на тему «Север».
Задачи: Актуализировать и дополнить представления детей о быте и традициях народов Севера. Формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, интерес к изучению своей Родины.
Работа в уголке природы.
Задачи: Обсудить с детьми, какие новые обозначения нужны для отражения характеристик погоды в календаре природы в зимний период. Предложить сравнивать собственные наблюдения с прогнозами, передаваемыми по телевидению или представленными в Интернете.
Практическая работа «Порядок в шкафчике».
Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживания, осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать. Учить наводить порядок в шкафчике, тактично предлагать помощь сверстникам.
Упражнение «Какое слово звучит не так?»
Задачи: Развивать звуковую культуру речи, учить детей различать слова, близкие по звуковому составу, выбирать из ряда слов одно, наиболее отличающееся по звучанию от других, пояснять суть различий. Дежурство по столовой.
Задачи: Учить детей правильно и красиво сервировать стол.
Внести альбом «Зима» и рассмотреть его вместе с детьми
Вынести лопатки, ведерки для игр со снегом.
Внести картину В. Токарева «Зимушка – зима»
Предложить родителям найти картинки с изображением зимующих птиц.
Порекомендовать родителям по дороге в детский сад или домой обратить внимание детей на снег, его свойства, красоту.
Закрепить с детьми понятия слева направо, сверху вниз, по диагонали.