Елена Степушкина
План самообразования «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Пояснительная записка
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Цель:
Повышение профессионального уровня педагога (теоретических и
практических знаний и умений) по формированию нравственных представлений и воспитанию нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания). Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Задачи:
1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
2. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
3. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
6. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
8.
План самообразования
Раздел
Сроки
Содержание работы
Изучение методической литературы
В течение года 1. Ильин И. «Духовный мир сказки»
2. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
3. Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей
4. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Работа с воспитанниками
Сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.
Октябрь Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
Методические приемы:
-Чтение детям и пересказ сказки : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А. Н. Толстого; рассматривание иллюстрации.
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки : «Лиса и заяц» (в обр. А. Н. Толстого,
-Дидактическая игра:
«Угадай сказку».
Декабрь Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Методические приемы:
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок
(разрезные картинки, лото).
Январь 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы:
-Чтение детям сказки : К. И. Чуковский. «Доктор Айболит»
-Прослушивание аудиозаписи сказки.
Февраль Роль сказки в воспитании детей
Методические приемы:
-Обустроить уголок ряженья.
Март 1. Изучение темы:
«Влияние сказок на психику ребенка».
Методические приемы:
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
Апрель Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приемы:
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Добавить материал в театральный уголок.
2. Театрализация сказки "Заяц-портной".
Май Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приемы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
Работа с педагогами
Сентябрь Посещение ООД у воспитателей ДОУ по
данному направлению.
Октябрь-декабрь Знакомство с опытом работы других
воспитателей через интернет – ресурсы.
Январь-март Составление презентаций по
формированию нравственно-
патриотического воспитания детей.
Обмен опытом с коллегами детского сада.
Апрель-май Публикации из опыта работы на
образовательных сайтах.
Работа с родителями
Сентябрь Консультация для родителей:
«Как подружить ребенка с книгой».
Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.
Октябрь Консультация для родителей:
«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
Ноябрь Консультация для родителей:
«Особенности чтения сказок о животных».
Декабрь В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.
Темы:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр»
Январь -Консультация для родителей:
«Почитай мне сказку».
-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
Февраль - Консультация для родителей:
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Март Консультация для родителей:
«Как выбрать полезную сказку для малыша».
Апрель В уголке для родителей поместить книжку – раскладку:
«О чем и как беседовать с детьми после чтения».
Май Выставка работ детей и родителей:
«Наши любимые сказки»