Ковальчук Людмила
План самообразования «Сенсорное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми ОВЗ.
2. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Публикация «План самообразования „Сенсорное развитие“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
3. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей. Привлекать к изготовлению игр и пособий для детей. Проводить ежемесячные консультации по теме сенсорного развития.
4. Изучать опыт работ коллег из других детских садов, посредствам интернет источников.
5. Делится полученным опытом с коллегами по средствам публикаций на интернет платформе maam.ru
6. разработать и изготовить игры и пособия касающиеся выбранной темы.
Предполагаемый результат:
Входе работы над данной проблемой планируется :
- продолжать пополнять уголок сенсорного развития в кабинете дефектолога;
- разработка картотек сенсорных игр в песке, изготовление пособий;
- расширение знаний по выбранной теме;
- планируется привлечь внимание родителей воспитанников к данной проблеме.
Профессиональные дефициты:
По статистике Министерства просвещения Российской Федерации, в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны воспитываются более полумиллиона детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что примерно у 7% от общего числа посетителей детских садов имеются различные психические и интеллектуальные нарушения развития. К сожалению, количество особенных ребят продолжает расти. Растет и потребность в новых программах обучения для детского сада, которые учитывают специфику дефектов в развитии и меняющиеся условия.
Помимо этого, к проблемам дошкольной дефектологии можно отнести:
• растущее число детей, имеющих сложную структуру дефекта (например, СДВГ с нарушением речи или умственную отсталость в сочетании с расстройством аттического спектора и т. д.);
• растущее число малышей с расстройствами аутистического спектра (РАС);
• необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений у детей в возрасте до трех лет и максимально полного использования возможностей так называемого сензитивного периода (когда происходит интенсивное психическое развитие).
На данный период в свое работе, считаю дефицитам, практические знания в работе с детьми ОВЗ, в особенности в работе с детьми с расстройством аттического спектра и синдромам дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Устранение дефицитов.
Посещение различных вебинаров, мастер-классов и конференций посвещеных проблемам коррекции детей с особенностями в развитии.
Изучение литературы:
Каннер Л. «Аутистические нарушения аффективного контакта» ; Аспергер Г. «Аутистические психопаты в детском возрасте»; Дольто Ф. «На стороне ребёнка».
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2022-2023 год
Месяц Вид работы Цель Работа с родителями
сентябрь -октябрь Изучение научно-методической литературы. Пополнение предметно-развивающей среды в кабинете дефектолога, для сенсорного развития детей. Создание условий для сенсорного развития детей. Консультация: «Значение сенсорного воспитания»
ноябрь Составление картотеки игр для коррекции сенсорного развития у воспитанников с ЗПР. Д/и «Угадай на ощупь». Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды, расширить специальные занятия по сенсорному воспитанию. Консультация: «Игры и упражнение, направленные на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
декабрь Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Изготовление картотеки и отрибутов для работы за песочным столом. Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.
Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей. Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки»,
«Из чего сделано?» Привлечь родителей к изготовлению Д/и «Досочки для межполушарного развития»
январь - февраль Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения на закрепление понятия форма. Изготовление Д/и «Похожи по ….».
Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным, геометрические вкладыши. Анкета для родителей: «Сенсорное воспитание в группе»
март Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величина. Изготовление Д/и «Белоснежка и семь гномов», Д/и «Самый маленький, самый большой». Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.
Д/и «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, «Самая короткая», «Разноцветные кружки», «В какую коробку. Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного возроста»
апрель Проведение индивидуальных занятий в которых используют дидактические игры и упражнения на закрепление знания цвета. Изготовление Д/и «Разноцветные застёжки». Закрепить умение сравнивать, классифицировать, подбирать, предметы по цвету. Д. /и «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет предмета. Привлечь родителей к изготовлению Д/и «Разноцветные застёжки»
май Проведение индивидуальных занятий. Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Консультация: «Как полезны игры с песком»
Литература по теме:
1) Венгер Л. А. ,Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада. -М. «Просвещение», 1998-144с.
2) Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М. «Просвещение», 1973.
3) Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. И. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.
4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»
5) Кудрявцева Е. А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста