Любовь Фадеева
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по теме :
«Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»
Фадеевой Любови Анатольевны
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР «Детский сад №116»
на 2020 - 2021 учебный год.
Публикация «План самообразования „Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
«Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.
Введение
Данный проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как : милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ. В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества.
Актуальность
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
• Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
• Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
• Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
• Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
• Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.
• Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Методы формирования нравственных качеств у детей :
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой :
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой :
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
• формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
• готовность проявлять совместное сострадание и радость;
• развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.
1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020 г)
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата
(месяц)
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение Сентябрь
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Изучение педагогической, психологической и методической литературы Сентябрь
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы Октябрь
Изучение материалов на сайтах:
- maam.ru;
-nsportal.ru;
-infourok.ru;
-loqopedy.ru.
. Изучение и подбор материала В течение года
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме (сентябрь 2020г)
Подобрать материал и разработать консультации для родителей в течение года, педагогов.
В течение года
Пополнение книжного уголка новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дидактическими играми, пальчиковые игры.
течение года
2 этап. Практический.
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников : доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию,
беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,
просмотра мультфильмов.
Перспективное планирование по теме : «Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»
Тема Программное содержание
Сентябрь
1.• Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
• Мониторинг
2. Ознакомление с русской народной сказки сказкой
«Колобок» Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку
3. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Колобок»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
4. Лепка «Веселый колобок» Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной
деятельности.
Анкетирование родителей: "Cказка в жизни вашего ребенка"
Консультация для родителей: «Как воспитывать ребенка добрым?»
Октябрь
1. Чтение русской народной сказки «Теремок»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
2. Показ настольного театра «Теремок» Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.. Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
3. Раскрашивание
иллюстраций по мотивам русской народной сказки : «Теремок» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
4. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Ознакомить с правилами безопасного поведения в лесу.
Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Тема Программное содержание
Ноябрь
1. Просмотр мультфильма «Маша и медведь». Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
2. Лепка «Пирожки для Машеньки» Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Формировать нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность,
дарить окружающим доброту слова и дела.
3. Повторение русской народной сказки «Колобок». Пальчиковые игры: «Колобок»,«Курочка Ряба» (картотека) Напомнить детям сказку, продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
Разучить пальчиковые игры: «Колобок»,«Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.
4. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?». «Сложи картинку»
Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»
Декабрь
1. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Зимовье зверей»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
2. Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки : «Зимовье зверей» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
3. Просмотр мультфильмов про новый год: «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и серый волк» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма., создать новогоднее, сказочное настроение. Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
4. Лепка «Новогодние шарики» Продолжать закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной
деятельности. Формировать нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность,
дарить окружающим доброту слова и дела.
Изготовление с помощью родителей масок для инсценировок русских народных сказок о животных.
Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой»
Тема Программное содержание
Январь
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка» Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.. Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
3. Конструирование
«Домик для зайчика» Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры. Формировать нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность,
дарить окружающим доброту слова и дела.
4. Дидактическая игра: «Угадай сказку» Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»
Февраль
1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.
2. Рисование «Мой любимый папа» (совместная работа с воспитателем) закрепление знаний о том, что у всех есть папа, даже у животных, закрепление знаний о домашних животных (детенышах и их папах,развитие навыков социального взаимодействия, формирование доброжелательного отношения к окружающим.
3. Раскрашивание
картинок по мотивам русской народной сказки : «Волк и семеро козлят» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
4. Пальчиковые игры: «Колобок». «Курочка Ряба» (картотека) Разучить пальчиковые игры: «Колобок»,«Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.
Памятка для родителей: «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»
Тема Программное содержание
Март
1. Аппликация «Открытка мамочке».
(совместная работа с воспитателем) Формировать умения наклеивать детали на бумагу для открытки, аккуратно пользоваться, клеем. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.
Вызвать у детей чувство радости и эмоциональный всплеск от предстоящего события.
2. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.
3. Лепка «Морковка для зайчика» Вспомнить с детьми сказки, где есть герой - заяц. Предложить детям слепить для зайчика морковку. Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.
4. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Заяц-хваста»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Продолжать развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
Консультация для педагогов : «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».
Апрель
1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.
2. Просмотр русской народной сказки «Гуси-лебеди» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать веселое, сказочное настроение. Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
3. Дидактическая игра: «Назови сказку» Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.
4. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников
Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему :
«Наши любимые сказки».
Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей»
Май
1. Повторение русской народной сказки «Теремок» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
2. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок». совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
3. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок». совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
Показ сказки «Теремок» родителям Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
3 этап – завершающий (май 2017г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников : доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам. Выступление на педсовете о проделанной работе
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185
6. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
7. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
8. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
9. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
10. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.