ЕЛЕНА КОСЕНОК
План самообразования «Особенности сенсорной интеграции детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности сенсорной интеграции детей дошкольного возраста
Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Планирование. Планы работ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Актуальность
Сенсорная дезинтеграция – часто встречающееся нарушение развития детей с проблемами зрения. Л. С. Выготский, сравнивая детей с нарушениями зрения и слуха, говорил: «Ребёнок с нарушением зрения страдает больше, как существо биологическое, а ребёнок с нарушением слуха – как существо социальное». Действительно, многочисленные исследования учёных работы с детьми с различными особенностями психофизического развития показывает, что наиболее часто нарушения сенсорной интеграции встречаются у детей с РАС, у детей с нарушениями зрения и у детей с ДЦП.
Зрение – это сенсорная система, участвующая в формировании многих, если не всех, локомоторных и психических функций. Нарушение зрения влияют на весь ход сенсорного развития, на присвоение ребёнком навыков и умений, на его социализацию и развитие личности в целом.
Как показывает опыт, работа по сенсорной интеграции, начатая в раннем возрасте, помогает слабовидящему ребёнку избежать многих проблем психофизического развития в будущем.
Цель:
повышение уровня теоретических и практических знаний, профессионального мастерства и компетентности по вопросам практического использования сенсорной интеграции в процессе коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями зрения.
Задачи:
Для педагога:
• изучить теоретическую, методическую литературу о значении
сенсорной интеграции в развитии дошкольников с нарушением зрения;
• изучить и освоить технологии развития сенсорной интеграции у
дошкольников с нарушением зрения;
• систематизировать дидактические игры и упражнения для развития
сенсорной интеграции у дошкольников с нарушением зрения;
• использовать дидактические игры и упражнения для развития
сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения;
Для детей:
• создать условия для коррекции и развития у дошкольников с
нарушением зрения всех видов сенсорного восприятия, обогащения чувственного опыта посредством метода сенсорной интеграции с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;
Для родителей:
• оказать методическую и практическую поддержку родителям
(законным представителям) воспитанников по вопросам обогащения сенсорного опыта ребенка с нарушением зрения в повседневной жизни.
Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования
на 2023 – 2024 учебный год
Формы работы Сроки Практические выходы
1 Этап - Организационно – теоретический
Изучить и проанализировать литературу по теме. Сентябрь
Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.
Диагностика. Диагностическая карта.
2 Этап - Основной – практический
Разработка картотеки дидактических игр и упражнений. Октябрь
Картотека дидактических игр и упражнений.
Памятки, консультации для родителей. Ноябрь - Декабрь
Сборник консультаций.
Изготовление дидактических игр для сенсорной интеграции. Январь Дидактические игры.
Проведение занятия по сенсорной интеграции «Загадки Фиксиков» Март Занятие.
Совершенствовать предметно-развивающую среду в кабинете. Апрель Дидактические игры, пособия, подборки, шаблоны и т. д.
3 Этап - Заключительный – Итоговый
Диагностика. Апрель
Диагностическая карта.
Отчет - самоанализ. Май
Обобщение опыта.
Список литературы
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005.
2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. :
Просвещение, 2009.
3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : Практические
рекомендации. - М. : АРКТИ, 2011.
4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета
// Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002.
5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната –
волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006.
6. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва
2012г.
7. Дети и сенсорная интеграция: сборник методических рекомендаций
/авторы-составители к. п. н. Т. А. Пескишева, педагог-психолог О. Н. Беляева – Череповец, 2019. – 132 с.