Надежда Виндерс
План самообразования «Нравственное воспитание дошкольников средствами русского фольклора»
МБДОУ «Тевризский детский сад №4»
План по самообразованию
Тема:
«Нравственное воспитание дошкольников средствами русского фольклора»
Подготовила:
Воспитатель – Виндерс Н. Н.
2019-2022 гг.
Актуальность проблемы
Публикация «План самообразования „Нравственное воспитание дошкольников средствами русского фольклора“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых, так и работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образования существует много различных концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что, именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность, гуманизм и нравственные принципы.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания :
• формирование нравственного сознания :
• воспитание и развитие нравственных чувств;
• выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает : формирование у ребенка сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у дошкольника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Содержание нравственного воспитания в детском саду претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги и воспитатели не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательную работу, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.
В структуру воспитательной работы этической направленности воспитатель включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, чтобы воспитанник совершал нравственные поступки. Формирований нравственных потребностей личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали - возможность свободного выбора.
Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по нравственному воспитанию детей с помощью произведений народного фольклора.
Задачи:
- ознакомиться с методическими новинками по теме;
- приобщить детей к русскому фольклору;
- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты для детей:
• повышение интереса к русскому народному творчеству;
• формирование представления о доброте, как важном нравственном качестве человека, через чтение произведений народного фольклора;
• стремление проявлять доброту в словах и поступках;
• формирование позитивной самооценки у детей;
• развитие творческих способностей, через изучение произведений народного фольклора;
• формирование бережного обращения с книгой;
• воспитание доброго и уважительного отношения к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы;
повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными произведениями, мотивации к изучению народного фольклора.
Организация детской деятельности = Непосредственно образовательная деятельность + Совместная деятельность взрослого и детей + Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов.
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май);
работы с родителями (консультаций, совместных занятий);
отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете;
коллективной работы воспитателя и детей (составленной книжки-малышки).
Срок реализации: 3 года (2019-2022 учебный год)
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа :
a) как жили наши предки? да нет
b) какими занимались ремёслами? да нет
в) какую утварь и мебель имели в доме? да нет
г) какую на Руси носили одежду? да нет
2. Знаете ли Вы русские праздники? да нет
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? да нет
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? да нет
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? да нет
6. Надо ли знать народные сказки и былины? да нет
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? да нет
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш? да нет
9. Какие народные игры Вам известны? да нет
10. Играете ли Вы в них с ребёнком? да нет
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий? да нет
План работы на 2019-2020 года
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Теоретический
Сентябрь - май Подбор и изучение методической литературы.
Подбор материала для работы с детьми по теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной деятельности.
Работа с детьми Сентябрь – май
Октябрь – ноябрь
Декабрь Чтение народных сказок.
Пение частушек.
Отгадывание детьми загадок о зиме, пение песен о зиме. Работа в режимных моментах.
Выступление на мероприятиях: «Праздник осени», «День Матери».
Утренник к Новому году.
Январь Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Репка».
Февраль Хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица».
Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!».
Работа с семьёй Январь Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. «Русское народное творчество в жизни вашего ребенка».
Февраль Консультация для родителей. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».
Самореализация Март Консультация для воспитателей. «Народное творчество как средство воспитания дошкольников».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете. Выступление на педсовете.
План работы на 2020-2021 года
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Подбор колыбельных песен, потешек.
Сентябрь-октябрь Составление картотеки колыбельных песен, потешек для детей. Работа в режимных моментах, в игровой деятельности.
Работа с детьми Ноябрь
Декабрь Изучение считалок для развития координации слова и движения.
Изучение песен о зиме.
Использование считалок в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Утренник к Новому году.
Январь - февраль Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра «Угадай сказку», раскраски по русским сказкам.
Март - апрель Стихотворения и загадки о весне, погодных явлениях. Утренник к 8 Марта, праздник - Масленница.
Работа с семьёй
Февраль Консультация для родителей. «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Мой любимый сказочный герой».
Самореализация Март
Консультация для воспитателей. «Потешки помогут справиться с детским непослушанием».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете. Выступление на педсовете.
План работы на 2021-2022 года
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение пословиц и поговорок о труде
Сентябрь - октябрь Составление картотеки пословиц и поговорок. Работа с детьми по изучаемой теме в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах.
Работа с детьми Ноябрь
Декабрь
Заучивание наизусть скороговорок.
Стихотворения, песни о зиме. Составление совместного коллажа из скороговорок.
Утренник к Новому году.
Январь Учить детей обыграть знакомые сказки. Работа с детьми в режимных моментах, в игровой деятельности.
Февраль -март Знакомство с русскими народными играми, чтение небылиц, дразнилок. Придумывание собственных небылиц.
Апрель Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра).
Практический показ. (театральная неделя).
Работа с семьёй
Февраль Консультация для родителей. «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через пословицы и поговорки».
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Сочини стишок о своей семье».
Самореализация Март
Консультация для воспитателей. «Роль фольклора в нравственном воспитании детей».
Май Итоговый Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете. Выступление на педсовете, изготовление коллективной работы воспитателя и детей.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
6. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
Интернет – источники:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/18/kartoteka-russkih-narodnyh-igr
2. https://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/poteshki-dlja-detei
https://aababy.ru/zagadki/populyarnye
3. https://aababy.ru/zagadki/populyarnye