Ольга Беляева
План самообразования по теме «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по методическому направлению
на 2020-2021 учебный год.
Педагог: Беляева Ольга Владимировна.
Должность: воспитатель.
Образование: высшее.
работы Стаж педагогической: 15 лет.
Квалификационная категория: высшая.
Последние курсы повышения квалификации: с 12.05.2020г. по 22.05.2020г.
Публикация «План самообразования по теме „Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Правополушарное рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Формулировка темы: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»
Актуальность: Такое приоритетное направление в своей деятельности в этом году я выбрала не случайно. В 2019 году я прошла обучение по правополушарному рисованию в онлайн - школе рисования Максима Манькова. Меня это так увлекло, я получила столько незабываемых непередаваемых эмоций, что захотелось поделиться своими знаниями и умениями, а в первую очередь положительными впечатлениями, с окружающими.
Я часто наблюдала за своими воспитанниками во время рисования, очень многие сталкиваются с трудностями именно из-за своей неуверенности, страха, что что-то не получится. И зачастую результат совсем не радовал детишек, такой вид занятий становился для них безрадостным и может даже нелюбимым.
Правополушарное рисование позволяет уйти от шаблонов, любые случайные кляксы обыграть и превратить в "изюминку", сам процесс становится увлекательным и интересным, он не требует каких-то академических знаний и навыков, все происходит легко и непринужденно. А когда дети видят свой конечный результат, это вызывает у них полный восторг и из простых "неумех" они превращаются в настоящих маленьких художников! Ребенок, который верит в себя, в свои силы, и при этом у него прекрасный эмоциональный фон, легко раскрывает свои способности и таланты - что мне и нужно! Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие.
Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое как известно отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала.
Предполагаемые сроки: октябрь 2020 – май 2023 год
Возраст детей: с 3 до 7 лет (младшая – подготовительная к школе группа)
Цель: раскрыть творческий потенциал и гармонизировать эмоциональное состояние воспитанников с помощью техники правополушарного рисования.
Задачи:
Обучающие:
1. Освоить основные навыки правополушарного рисования :
Восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй).
Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета).
Восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции).
Восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета).
Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).
Развивающие :
1. Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества.
2. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
3. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
4. Развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового.
Воспитательные:
1. Формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира.
2. Воспитывать художественный вкус.
3. Привить любовь и уважение к различным видам искусства.
4. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Преимущества:
• Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
• Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
• Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, ребенок демонстрирует свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
• Расслабление. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Ожидаемые результаты:
• Дети владеют основными навыками правополушарного рисования : умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;
• используют в одной работе разные изобразительные материалы;
• освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;
• самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать свой замысел в творческой работе;
• получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;
• уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно оценивать свою работу;
• общий кругозор воспитанников расширен, т. к. занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планом;
• расширен и обогащен художественный опыт детей;
• сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
• дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием;
• побуждение детей к творческим поискам и решениям;
• развитие мелкой моторики рук.
Работа с родителями:
1. Презентация «Правополушарное рисование в работе с детьми»
2. Консультация «Что такое правополушарное рисование»
3. Консультация «Арт-терапия посредством правополушарного рисования»
4. Мастер-класс «Правополушарная перезагрузка»
5. Вернисаж детских работ.
Работа с педагогами:
1. Презентация «Знакомство с нетрадиционной техникой правополушарного рисования»
2. Консультация «Как стать «тренером» детского правополушарного рисования»
3. Мастер-класс по правополушарному рисованию «Как найти в себе художника?»
4. Консультация «Практическая значимость правополушарного рисования»
Литература, изучаемая по теме :
1. «Искусство и развлечения» Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Как нарисовать все что угодно» 2015г.
3. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
4. «Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.
5. «Цвет» Бетти Эдвардс, 2010г.
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПБ. : КАРО, 2007г.
7. И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000г.
8. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2009г.
9. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПБ. : Речь; М. : Сфера,2011.
10. Правополушарное рисование : методика, техники и упражнения.
11. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.
12. СанПиН 2.4.1.3049–134.