Габдрахманова Лилия
План самообразования «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
на 2019-2024г. г.
Тема: «Сказкатерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
воспитателя
Габдрахмановой Лилии Алексеевны
1. Образование– высшее
2. Стаж педагогической работы– 9 года.
3. Квалификационная категория –
4. Курсы повышения квалификации – 2015 год,2017
5. Дата начала работы над темой – 2019 год.
6. Предполагаемая дата окончания работы – 2024 год.
Актуальность темы:
Публикация «План самообразования „Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
"Маленькие детки - маленькие беды" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказка - терапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Цель:
Повысить уровень собственной компетенции о применении сказка - терапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий;
2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы;
3. Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников.
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
Этапы реализации Задачи Сроки
Подготовительный Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).
Изучение методической литературы
по теме самообразования.
Изучение материалов на интернет ресурсах:
irinazaytseva.ru
naturopiya.com
psichologvsadu.ru
kladvsebe.ru 2019-2024
Сентябрь - декабрь
Диагностический Создание программы по сказка- терапиидля дошкольников с использованием приемов и методов сказка - терапии;
- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.
Приёмов и методов сказка - терапии.
«Лесенка» - исследование самооценки.
Игра «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
2019-2014 года
Январь - февраль
Практический Введение в практику коррекционной работы методов сказка - терапии.
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. 2019-2024
Март - Июль
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. 2019-2024
август
Создание предметно – развивающей среды
Наименование Сроки
Пополнить «Уголок рисования» новыми пособиями по теме «Сказка». 2019-2024
Сентябрь
Октябрь
Дидактическая игра «Узнай сказку» В течение года 2019
Папка презентаций по сказкам. В течение года 2020
Трафареты сказочных героев для рисования Декабрь 2021
Январь 2022
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка» Февраль 2023
Март 2024
Работа с детьми
Наименование Сроки
«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие. Сентябрь 2019
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать Декабрь 2020
«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным. Январь 2020
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка. Март 2022
Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т. д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу. Апрель 2023
Игра «В гостях у сказки»
Май 2024 год
Работа с родителями:
Тема Сроки
Квест – игра «Семейное Путешествие» Сентябрь 2019
Консультация «Сказка - терапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Сентябрь 2019
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. Октябрь 2019
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. Ноябрь 2020
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка. Декабрь 2020
Фото - конкурс «Я похож на литературного героя». Январь 2021
Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам" Февраль 2022
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка" Март 2023
Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» Апрель 2024
Мастер – класс «Путешествие в сказку» На усмотрение педагога
Отчет по самообразованию - презентация. Май 2024
Работа с педагогами:
Наименование Сроки
1. Сбор книжных иллюстраций
2. Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к деятельности. 1 квартал 2019-2021
1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: "Каждому возрасту своя сказка», «Проведение деятельности по сказка - терапии»
2. Мастер – класс «Лечение сказкой» 2 квартал 2021-2022
1. Подготовка консультации для педагогов "Настольный театр», «Сказка - терапия в д по речевому развитию»
3 квартал 2023-2024
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
2. Вачков И. В. Введение в сказка - терапию. — М. Генезис. 2011 г.
3. Н. А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказка - терапевтические технологии, Минск 2003 г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказка - терапии. /Сборник программ по сказка - терапии - СПб. : Речь
5. В. Гнездилов "Авторская сказка - терапия", СПб. : Речь, 2004
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь
7. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
8. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 23-27.
9. Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
10. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
11. Запорожец А. В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
12. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребё нка: Теория и практика. - М. ,2004.
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
14. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка : проблемы диалога. – М., 2002.
15. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
16. Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. - СПб., 2001.