Джамиля Алибекова
План самообразования «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Алибековой Джамили Абдуллаевны
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Образование: высшее
Должность: воспитатель МКДОУ» Детский сад № 17»
Квалификационная категория: первая
Стаж педагогической работы: 2.5 лет
Начало работы по теме 2017- 2019
Тема: Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
Актуальность темы
Публикация «План самообразования „Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Задачи самообразования :
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;.
Методы :словесные, наглядные, практические, игровые.
План работы на 2017 - 2018 учебный год
Сроки
Содержание работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)
Сентябрь Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.
Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования Учебная литература, методические пособия
Октябрь 1) Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук
Заучивание пальчиковых игр :
«Осень», «Ёж», «Дятел», «Овощи». Дидактические игры :
Бусы
«Чудесный мешочек» Текстовой материал
Ноябрь Консультация для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Текстовой материал,
Декабрь 1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Текстовой материал
Январь 1) Изготовление папки-передвижки. «Для чего нужны пальчиковые игры»
2) Индивидуальная работа с детьми (аппликация)
3) Сортировка круп и семян Папка-передвижка
Февраль Творческая выставка «Любимые ладошки».
Совместная деятельность родитель – ребёнок. Творческая выставка
Март Заучивание пальчиковых игр :
«Этот пальчик дедушка,», «Мышка»,
«Фрукты».
Дидактические игры :
«Пальчиковые шаги», «Бусы для мамы»
«Шнуровка».
«Пазлы»
Апрель Изготовления с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр Выставка атрибутами из соленого теста
Май Проведение открытого занятия контрольного. Презентация для педагогов по изученной теме. Конспект занятия
Презентация
План работы на 2018 - 2019 учебный год
Сроки
Содержание работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)
Сентябрь Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.
Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовании,подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр, формирование «пальчиковый игротренинг» (дидактические игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками, со скороговорками, чистоговорками, со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика) Учебная литература, методические пособия, и др.
Октябрь Д/и. : «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры Текстовой материал
Ноябрь,
в течении года Д/и. «Шнуровка», «Бусы» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Заучивание пальчиковых игр :
«Ёлка», «Снежок», «Замок».
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Ёжик»
«Орех»
Дидактические игры :
«Найди вторую половинку» - разрезные картинки Текстовой материал
Декабрь, течении года 1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.
2) Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи
3) Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка» Текстовой материал, выставка, консультация для родителей
Январь Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)
Составление памятки, изготовление
Февраль Консультация для родителей
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям
Консультация для родителей
Март Заучивание игры, чистоговорок «Пальчики рассказывают сказку» Работа с детьми
Апрель Работа с детьми по закреплению умений работать с ножницами
Учить детей работать с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)
Составление пособий и дидактических игр
Май Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.
Отчет по теме самообразования Текстовой материал