Лариса Камышан
План самообразования инструктора по физкультуре «Развитие физических качеств у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования инструктора по физической культуре
на 2018-2019 год.
Тема: «Развитие физических качеств у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
_Камышан Ларисы Семеновны
Инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад №49 «Светлячок»
___31 год__
(стаж педагогической работы)
___высшая_
(квалификационная категория)
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
Тема: «Развитие физических качеств у детей с ОВЗ старшего и подготовительного дошкольного возраста посредством подвижных игр».
Цель: повышение профессионального уровня в изучении подвижных игр как средства развития физических качеств.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме организация и проведение подвижных игр.
• Разработать и реализовать алгоритм включения подвижных игр в образовательный процесс, стратегию взаимодействия с родителями и воспитателями, перспективный план работы с детьми.
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года и определить уровня сформированности физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости, координации).
• Оформить картотеки подвижных игр по классификации (степени подвижности, видам движений, содержанию и сезона). Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: «Школа мяча» выступления на педагогическом совете на тему «Играем в подвижные игры» проведения мастер-класса для педагогов.
• Принять участие в профильных вебинарах.
Актуальность проблемы.
В ситуации модернизации системы образования для детей с особыми образовательными потребностями, как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (государственная программы «Доступная среда», которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.
Актуальность и необходимость системы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, определяется тремя основными факторами:
1. В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза.
2. Ратификация Российской Федерацией в 1991 г. Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г) и в 2008 году «О правах инвалидов» (1975 г) свидетельствует, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе и детям с отклонениями в развитии.
3. Изменения и преобразования в содержании, подходах, структурах и стратегиях образования в рамках общей концепции, призывающей дать образование всем детям (государственная программа «Доступная среда»).
На современном этапе одной из задач педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного воспитания и обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что сего помощью взрослый легко устанавливает контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
М. Ю. Новицкая отмечает: «Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания; четкий ритм, рифма; динамичность сюжетные действия, эффектная предметность изображения, простая и выразительная игровая атрибутика».
Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Подвижная игра-незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный жизненный опыт.
Ожидаемые результаты
• повышение профессионального уровня;
• разработка и внедрение системы подвижных игр с детьми с ОВЗ;
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе);
• обогащение предметно-пространственной среды новыми атрибутами для подвижных игр (шапочки головки, медали, эмблемы, биль-боксы, разметка, косички ит. п.).
Литература:
• Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр»
• Ключева М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник/М. А. Ключева. -М: Форум, Неолит, 2014.
• Степаненкова Воспитание ловкости у детей шестого года жизни Степаненкова Семенова Т. А. -М. Компания Спутник+ 2013
• Картушиша М. Ю. Зеленый уголок здоровья:Программа оздоровления дошкольников. М. ,2009.
• посещения РМО
• работы с банком педагогической информации, в системе Интернет
Перспективный план работы по самообразованию
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2018-2019
Подбор методической литературы, работа с картотекой подвижных игр методического кабинета, библиотекой по устному народному творчеству. Изучение опыта педагогов на интернет- сайтах.
Участие в вебинарах.
Диагностика физических качеств.
Формирование картотеки подвижных игр по степени подвижности, по видам движений (с метанием, с прыжками, бегом и т. п.).
Проведение ярмарки подвижных игр.
Праздников и тематических развлечений («Широкая масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», с элементами спортивных игр).
Взаимодействие с родителями и воспитателями по данной теме.
Сентябрь-ноябрь
Сентябрь-май
Сентябрь-май Изучение литературы
Результат мониторинга
Картотека подвижных игр по сезонам (старший возраст)
Картотека русских народных игр
Игры на асфальте
2018-2019
Работа по индивидуальным маршрутам с детьми ОВЗ.
Подборка речевого материала (считалки, игровые приговоры и т. п.)
Формирование и подбор картотеки с элементами спортивных игр.
Проведение консультаций для педагогов и родителей. Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Сентябрь-
Май
Сентябрь-май Результат мониторинга
Турнир по пионерболу и баскетболу
Распространение опыта работы по данной теме
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Этапы реализации программы Основные мероприятия программы Срок исполнения Результат
1. Этап 1. Составление библиографии по теме самообразования.
2 Планирование работы по самообразованию Август 2018
ВЫВОД: Повышение уровня профессиональной компетентности по теме самообразования.
2. Этап 1. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме формирования физических качеств посредством подвижных игр у детей с ОВЗ.
2. Подготовка и проведение педагогической диагностики
3. Сентябрь - ноябрь
ВЫВОД: Изучив подобранную литературу по проблеме, выделила основные направления работы.
3 этап Составление перспективных планов по классификации подвижных игр старшего и подготовительного возраста.
Разработка конспектов итоговых мероприятий по тематике игр.
Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек. Сентябрь-май Проведение праздников и развлечений «Ярмарка подвижных игр»; «Широкая масленица»
ВЫВОД: Систематизировала работу по степени подвижности и основным видам движений игр.
4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей) В течение года Развлечение
«Мама, папа, я - спортивная семья» (на основе игр и эстафет);
Турниры по пионерболу и баскетболу.
ВЫВОД: Система занятий по содержанию и организации подвижных игр обеспечила хорошие результаты в развитии физических качеств.
5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме
1 Проведение РМО по тематике «Играем в подвижные игры на свежем воздухе».
2. Принятие участия семинаре по теме.
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
4. Выставка работ «Мои любимые игры».
5. Оформление сборника консультаций для родителей.
6 Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников В течение года
ВЫВОД: Таким образом, систематическое использование подвижных игр
у детей с ОВЗ не только формирует физические качества ребенка, но и способствует развитию связанной речи.