Людмила Михайлова
План самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная проблемная тема самообразования : «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Публикация «План самообразования „Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам гражданско– патриотического воспитания дошкольников через игру.
Задачи для педагога:
— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
— разработать план работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;
— пополнить предметно-развивающую среду;
— создать картотеку игр по данной теме;
— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране.
4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для гражданско - патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Пояснительная записка.
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы гражданско и патриотического воспитания.
В свою очередь гражданско -патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.
Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с марийской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность, приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.
Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений.
Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании гражданско -патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.
Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, села. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.
Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Ожидаемый результат.
Дети должны знать.
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: село; достопримечательности; климатические условия;
• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
• представителей других национальностей, населяющих нашу республику (уважать их культуру и традиции);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которое мы живем;
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
• Создание проблемной ситуации.
• Гостиная.
• Совместная проектная деятельность.
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
• Конкурсы рисунков и поделок.
• Конкурсы стихов.
• Анализ нравственных качеств.
• Ручной труд.
• Беседа
• Инсценировки, театрализация.
• Изготовление подарков.
• «Уроки доброты».
• Выставки и экспозиции.
• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
• Сказки.
Выставки детских рисунков
обустройство патриотического уголка в группе;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);
чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Народные игры
По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.
1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;
2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;
3) По характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;
4) По характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.
В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча Уй, Шорчёл, йарня, Курмузяк. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.
Учебно-тематический план
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение научно-методической литературы Сентябрь-май 1. Бондаренко А. К. Дидактические и игры в детском саду М.
Просвещение, 1991
2. Ветохина А. Я., Дмитренко
«Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного
возраста».- Детство-Пресс,2013
.3. Тимошкина Н. А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.
4. Жучкова Г. Н. «Нравственные
беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д
2008г. 64с.
5. Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие. Челябинск 2016г. 192 с.
Практическая часть Сентябрь «Что мы Родиной
зовём?
Край в котором мы растём»
Путешествие по карте
«Моя
Родина – Россия».
Подборка дидактических игр по патриотическому
воспитанию. Разучивание
пословиц и поговорок на
тему «Родина»
Школа туризма Квест «Наша
Родина Россия»
Лепбук
картотека игр.
КВН
«Весёлая ярмарка»
Спортивные состязания
Октябрь «Велика Россия наша
И талантлив наш народ» Подборка народных подвижных игр
«Народные посиделки»
Интерактивное мероприятие. Ознакомление с различными узорами народов Республики Татарстан.
росписью
Картотека игр
Экскурсия в музей
Ноябрь Ознакомление с символикой
России, Татарстана, Агрызского района.
«День народного единства»
«Полиция – друг и защитник»
«Любимой нашей
маме спасибо говорим! Конкурс
чтецов.
Познавательно- спортивное
мероприятие
Поход в музей
Праздник
Декабрь «Герои отечества»
«Дружные ребята»
«Путешествие на север к што кочайдек» Познавательный вечер
Зимние
соревнования
Праздник
Январь Праздник мы сейчас устроим,
Чудо – игры здесь устроим.
Ознакомление с обычаями и традициями марийского народа.
«Гадания на шорок йол»
«Дело было
вечером»
КВН
«Маскарад»
Февраль НОД «Главные праздники
России».
Праздник посвящённый дню
защитника Отечества
«Весёлая масленица» «Зарница»
«А ну-ка
парни»
Развлечение
Март «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Праздник «Моя мама – лучшая на свете»,
Апрель Краткосрочный проект «Космос».
Викторина «Что вы знаете о космосе».
Май «Войны я не видел, но знаю
Как трудно народу пришлось» Экскурсия к
мемориалу
воинской славы
Сюжетно-ролевая
игра «Пограничники»
Сентябрь-май Игры с содержанием о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Кружок «Пластилинография».
Работа с семьей Сентябрь «О местных умельцах
На весь мир молва идёт» Альбом «История нашего села».
Октябрь Информационный лист «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян.
Ноябрь Консультация «Воспитание
маленького гражданина». Передвижная картотека
Декабрь Подготовка атрибутов и костюмов к новогоднему празднику Костюмированное представление
Февраль «Зарница»
Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии
Март Конкурс Выставка работ, выполненных бабушками и мамами.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево»
Самореализация Январь Разработка перспективных
планов, конспектов занятий по
теме
Знакомство с передовым
педагогическим опытом
Участие в конкурсах
педагогического мастерства
Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек»
Май Обобщение опыта по теме самообразования Выступление на педсовете