Получи документы

Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наталья Юскаева
Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

План самообразования

Тема: «Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Цель: Повышение уровня компетентности по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

1. Изучить научно-методическую литературу, интернет - ресурсы по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры;

2. Подобрать диагностические методики по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры и организовать диагностику (первичную и повторную);

3. Составить и апробировать перспективный план работы с детьми и их родителями по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры;

4. Создать или обогатить ПРС;

5. Обобщить и распространить опыт работы среди коллег.

Доказательство актуальности: По-мнению Князевой Ольги Львовны, дети дошкольного возраста не могут рассказать о своем городе (поселке, о Родине, её традициях и обычаях, так как страдают дефицитом знаний.

Духовно-нравственное воспитание основывается на привитии ребёнку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительные нравственные качества личности. Данную проблему можно решить в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Русская народная культуры – это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Познание детьми русской народной культуры, творчества и фольклора положительно влияет на всестороннее развитие детей, раскрывая творческие способности каждого.

Именно поэтому необходимо как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле.

Князева Ольга Львовна и Маханева Мария Давыдовна считают, что разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ Родины.

Именно поэтому мы решили изучить проблему приобщения детей к истокам русской народной культуры [6].

Месяц Формы работы

Сентябрь Изучение методической литературы: Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. – 324с.

Подборка диагностических тестов

Проведение первичной диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре народа

Оформление результатов первичной диагностики

Разработка перспективного плана по работе с детьми

Разработка конспекта тематического занятия по теме: «Милости просим, гости дорогие»

Подготовка ПРС

Октябрь Изучение методической литературы: Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. - 174с.

Разработка конспекта по теме: «Хозяйкины помощники»

Проведение мастер-класса для воспитателей «Изготовление традиционной тряпичной куклы-закрутки»

Ноябрь Изучение методической литературы: Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-Синтез», 2014, - 235с.

ПРС: Оформление группы (создание русской избы)

Разработка конспекта по теме: «Как у нашего кота»

Декабрь Изучение методической литературы: Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Учебник. /Н. В. Микляева [и др. ] - М. : Издательство «Юрайт», 2015 - 545с.

Разработка конспекта беседы по теме: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Январь Изучение методической литературы:Тарановская Н. В. «Русская народная игрушка».-М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2013, - 178с.

Разработка конспекта беседы «Сундучок Деда Мороза»

ПРС: оформление карточек с изображением зимней и осенней одежды русского народа, зимы, деда мороза

Февраль Изучение методической литературы: Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.-249с.

Разработка конспекта «Трень-брень, гуселки»

Март Изучение методической литературы: Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Санкт-Петербург, 2017, - 45с.

ПРС: создание «чудесного сундучка», оформление карточек с изображением овощей

Разработка конспекта тематического занятия «Чудесный сундучок»

Апрель Изучение методической литературы: Педагогический словарь: учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. :Издательский Центр «Академия», 2009, - 689с.

Разработка конспекта по теме: «Гость нагость – хозяйке радость»

Май Изучение методической литературы: Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2015, №6.

Разработка конспекта занятия по теме: «Петушок-золотой гребешок»

Проведение вторичной диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа.

Оформление результатов вторичной диагностики, подведение итогов

Месяц Название мероприятия (занятия, игры, экскурсии и др. формы работы.)

Задачи РППС

Сентябрь

«Милости просим,

гости дорогие»

• Рассказать детям об устройстве русской избы;

• Познакомить с особенностями проживания русских людей в старину, их бытом и занятиях;

• Обогатить знания детей пословицами и поговорками;

• Отметить такие черты русских людей, как гостеприимство, трудолюбие, мастерство;

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Макет русской избы, картинки с изображением старинной утвари.

Октябрь Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. • Познакомить детей с народным художественным промыслом;

• Расширять представления детей о коромысле, ведре, корыте;

Воспитывать интерес к предметам обихода

• Активизировать словарь детей

Изображения коромысла, ведра, корыта и стиральной доски.

Ноябрь «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»

• Учить детей наизусть читать потешку «Как у нашего кота», соблюдая последовательность событий, с опорой на картинки-подсказки;

• Учить детей отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе;

Воспитывать любовь к животным.

• Обогащать активный словарь детей; Игрушка кота,

картинки-подсказки, колонка, фонозапись

«Как у нашего кота».

Декабрь «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. • Знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

• Расширять представления детей о печке, чугунке, ухватке, кочерге;

Воспитывать интерес к предметам обихода

• Активизировать словарь детей Изображение печки, чугунок, ухватка и кочерга.

Январь «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде • Познакомить детей со старинной одеждой в разные периоды времен года

• Закреплять у детей умения выделять существенные - признаки зимнего периода;

• Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение;

Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе. Сундучок, картинки с изображением зимней, летней, осенней одежды.

Февраль «Трень – брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. • Знакомство детей с русским народным инструментом;

Приобщение детей к эстетической культуре;

• Расширить представления о народном инструменте; Гусли

Март «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. • Расширять представления детей об овощах;

• Повышать уровень познавательной активности ребенка;

• Развивать речь, память, внимание;

• Упражнять детей в отгадывании загадок;

• Формировать умение вести диалог с педагогом;

• Формировать дружелюбные отношения друг к другу;

• Активизировать словарь детей, умение отвечать на вопросы; Сундучок, картинки с изображением овощей.

Апрель «Гость на гость- хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь Игрушка медведя, маска медведя.

Май «Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. • Приобщение к эстетической культуре;

• Обогащать словарь детей

• Продолжать учить детей наизусть читать потешку, отчетливо произнося слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе. Игрушка петушка.

Календарно-тематический план работы с родителями и воспитателями по проблеме приобщения детей

к истокам русской народной культуры

Месяц Название мероприятия

Сентябрь 1. Консультация для воспитателей «Влияние русских народных сказок на воспитание детей».

Октябрь Мастер-класс для воспитателей «Изготовление традиционной тряпичной куклы-закрутки»

Ноябрь 1. Участие в конкурсе поделок из природного материала

2. Наглядно - информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка»

Декабрь 1. Наглядно - информационный материал «Русский фольклор о зиме»

Январь Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза»

Февраль 1. Фотовыставка «Мы играем»

2. Досуг по русским народным играм

Март 1. Участие в подготовке развлечения «Масленица»

2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям

Апрель 1. «Неделя добра». Изготовление скворечников; весенние поделки.

2. Наглядная информация «Русский фольклор весной»

Май Консультация для родителей: "Влияние русской народной культуры на развитие личности ребенка".

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 90-92.

Цель: выявление знаний о бытовой культуре русского народа воспитанников ДОО

Выделяют несколько этапов

1 этап:

А) знание названий и назначения русского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?».

Содержание: испытуемому загадываются загадки (5шт) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов;

Б)знание названий предметов русского национального костюма с помощью дидактической игры.

Содержание: ребенку предлагают набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и русского национального костюма (10 картинок, нужно правильно разложить их на две части. Максимальная оценка 5 баллов.

В) знание русской национальной пищи с помощью сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки».

Содержание: предлагается назвать русские национальные блюда (5шт, какими может угощать их бабушка.

2 этап: проверяется интерес ребенка к бытовой культуре русского народа и желание получить новые знания о ней.

Содержание: ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся быта русского народа. Ребенок может получить до 3 баллов.

Высокий уровень 12-18 балла: ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок имеет представление о быте русского народа, знает название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение, знаком с традиционным русским костюмом.

Средний уровень 11-5 баллов: у ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа, проявляет инициативу и интерес в ходе непосредственной образовательной деятельности с подачи воспитателя, знает минимум названий предметов быта, иногда допускает ошибки при определении предметов быта и их назначения, элементов костюма русского народа, исправляет свои ошибки с помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя.

Низкий уровень 4– 0 баллов: у ребенка практически отсутствует интерес к быту русского народа, он не стремится получить новые знания, не проявляет никакой инициативы в процессе общения с воспитателем во время занятий, знает очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называет их неправильно.

Задания:

Первый этап

1) Стоит жилище, 2) Она стоит в русской избе

Деревянные бочища, От неё тепло везде

Внутри печь да дрова Вы поймете, о чём речь

Это русская (изба) Это русская (печь)

3)Чёрный конь 4) Рогат, да не бык

Прыгает в огонь. Хватает, да не сыт

(Кочерга) Людям отдаёт,

А сам отдыхать идёт (Ухват)

5)Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит, пыхтит

Всем чай пить велит

(самовар)

Второй этап:

Какие предметы находились в русской избе? (Кочерга, самовар, печь, ухват)

Почему печь называли "сердцем" русской избы? (От нее тепло везде)

Что носили раньше вместо сапог? (Лапти)

Протокол уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

Имя, фамилия ребенка:

Этапы Баллы

1 этап

а) б) в)

2 этап

Итого: баллов

Вывод:

Протокол уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа

Имя, фамилия ребенка:

Этапы Баллы

1 этап

а) б) в)

2 этап

Итого:

Вывод:

Список литературы

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: / Р. С. Буре - М. : Мозаика-синтез,- 2015 - 240с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: / Г. Н. Волков – М. : Издательский центр «Академия», 2013 - 345с.

3. Зеленова И. Н., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / И. Н. Зеленова, Л. Е. Осипова - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2016 - 165с.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры :учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008 – 324с.

5. Косарева В. Н. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013 - 456с

6. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М. : Издательство «Школьная пресса» ,2014 - 215с.

7. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013 - 174с.

8. МаханеваМ. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Детство-пресс. - 345с.

9. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Учебник. /Н. В. Микляева [и др. ] - М. : Издательство «Юрайт», 2015 - 545с.

10. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т. И. – М. : Издательсво «Мозаика – Синтез», 2014- 123с.

11. Педагогический словарь: учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. :Издательский Центр «Академия», 2009 - 689с.

12. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-Синтез», 2014 - 235с.

13. Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Санкт-Петербург, 2017 - 45с.

14. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. -2013, №6;

15. Тарановская Н. В. «Русская народная игрушка».-М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2013 - 178с.

16. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2015, №6.

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 13 июня 2024 в 08:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юскаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД