Наталья Юскаева
Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
Тема: «Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Цель: Повышение уровня компетентности по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
1. Изучить научно-методическую литературу, интернет - ресурсы по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры;
2. Подобрать диагностические методики по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры и организовать диагностику (первичную и повторную);
3. Составить и апробировать перспективный план работы с детьми и их родителями по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры;
4. Создать или обогатить ПРС;
5. Обобщить и распространить опыт работы среди коллег.
Доказательство актуальности: По-мнению Князевой Ольги Львовны, дети дошкольного возраста не могут рассказать о своем городе (поселке, о Родине, её традициях и обычаях, так как страдают дефицитом знаний.
Духовно-нравственное воспитание основывается на привитии ребёнку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительные нравственные качества личности. Данную проблему можно решить в процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Русская народная культуры – это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Познание детьми русской народной культуры, творчества и фольклора положительно влияет на всестороннее развитие детей, раскрывая творческие способности каждого.
Именно поэтому необходимо как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле.
Князева Ольга Львовна и Маханева Мария Давыдовна считают, что разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребенка образ Родины.
Именно поэтому мы решили изучить проблему приобщения детей к истокам русской народной культуры [6].
Месяц Формы работы
Сентябрь Изучение методической литературы: Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры : учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. – 324с.
Подборка диагностических тестов
Проведение первичной диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре народа
Оформление результатов первичной диагностики
Разработка перспективного плана по работе с детьми
Разработка конспекта тематического занятия по теме: «Милости просим, гости дорогие»
Подготовка ПРС
Октябрь Изучение методической литературы: Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. - 174с.
Разработка конспекта по теме: «Хозяйкины помощники»
Проведение мастер-класса для воспитателей «Изготовление традиционной тряпичной куклы-закрутки»
Ноябрь Изучение методической литературы: Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-Синтез», 2014, - 235с.
ПРС: Оформление группы (создание русской избы)
Разработка конспекта по теме: «Как у нашего кота»
Декабрь Изучение методической литературы: Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Учебник. /Н. В. Микляева [и др. ] - М. : Издательство «Юрайт», 2015 - 545с.
Разработка конспекта беседы по теме: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
Январь Изучение методической литературы:Тарановская Н. В. «Русская народная игрушка».-М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2013, - 178с.
Разработка конспекта беседы «Сундучок Деда Мороза»
ПРС: оформление карточек с изображением зимней и осенней одежды русского народа, зимы, деда мороза
Февраль Изучение методической литературы: Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.-249с.
Разработка конспекта «Трень-брень, гуселки»
Март Изучение методической литературы: Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Санкт-Петербург, 2017, - 45с.
ПРС: создание «чудесного сундучка», оформление карточек с изображением овощей
Разработка конспекта тематического занятия «Чудесный сундучок»
Апрель Изучение методической литературы: Педагогический словарь: учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. :Издательский Центр «Академия», 2009, - 689с.
Разработка конспекта по теме: «Гость нагость – хозяйке радость»
Май Изучение методической литературы: Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2015, №6.
Разработка конспекта занятия по теме: «Петушок-золотой гребешок»
Проведение вторичной диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа.
Оформление результатов вторичной диагностики, подведение итогов
Месяц Название мероприятия (занятия, игры, экскурсии и др. формы работы.)
Задачи РППС
Сентябрь
«Милости просим,
гости дорогие»
• Рассказать детям об устройстве русской избы;
• Познакомить с особенностями проживания русских людей в старину, их бытом и занятиях;
• Обогатить знания детей пословицами и поговорками;
• Отметить такие черты русских людей, как гостеприимство, трудолюбие, мастерство;
• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Макет русской избы, картинки с изображением старинной утвари.
Октябрь Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода- коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. • Познакомить детей с народным художественным промыслом;
• Расширять представления детей о коромысле, ведре, корыте;
• Воспитывать интерес к предметам обихода
• Активизировать словарь детей
Изображения коромысла, ведра, корыта и стиральной доски.
Ноябрь «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»
• Учить детей наизусть читать потешку «Как у нашего кота», соблюдая последовательность событий, с опорой на картинки-подсказки;
• Учить детей отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе;
• Воспитывать любовь к животным.
• Обогащать активный словарь детей; Игрушка кота,
картинки-подсказки, колонка, фонозапись
«Как у нашего кота».
Декабрь «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. • Знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
• Расширять представления детей о печке, чугунке, ухватке, кочерге;
• Воспитывать интерес к предметам обихода
• Активизировать словарь детей Изображение печки, чугунок, ухватка и кочерга.
Январь «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде • Познакомить детей со старинной одеждой в разные периоды времен года
• Закреплять у детей умения выделять существенные - признаки зимнего периода;
• Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение;
• Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе. Сундучок, картинки с изображением зимней, летней, осенней одежды.
Февраль «Трень – брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. • Знакомство детей с русским народным инструментом;
• Приобщение детей к эстетической культуре;
• Расширить представления о народном инструменте; Гусли
Март «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. • Расширять представления детей об овощах;
• Повышать уровень познавательной активности ребенка;
• Развивать речь, память, внимание;
• Упражнять детей в отгадывании загадок;
• Формировать умение вести диалог с педагогом;
• Формировать дружелюбные отношения друг к другу;
• Активизировать словарь детей, умение отвечать на вопросы; Сундучок, картинки с изображением овощей.
Апрель «Гость на гость- хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь Игрушка медведя, маска медведя.
Май «Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. • Приобщение к эстетической культуре;
• Обогащать словарь детей
• Продолжать учить детей наизусть читать потешку, отчетливо произнося слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе. Игрушка петушка.
Календарно-тематический план работы с родителями и воспитателями по проблеме приобщения детей
к истокам русской народной культуры
Месяц Название мероприятия
Сентябрь 1. Консультация для воспитателей «Влияние русских народных сказок на воспитание детей».
Октябрь Мастер-класс для воспитателей «Изготовление традиционной тряпичной куклы-закрутки»
Ноябрь 1. Участие в конкурсе поделок из природного материала
2. Наглядно - информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка»
Декабрь 1. Наглядно - информационный материал «Русский фольклор о зиме»
Январь Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза»
Февраль 1. Фотовыставка «Мы играем»
2. Досуг по русским народным играм
Март 1. Участие в подготовке развлечения «Масленица»
2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям
Апрель 1. «Неделя добра». Изготовление скворечников; весенние поделки.
2. Наглядная информация «Русский фольклор весной»
Май Консультация для родителей: "Влияние русской народной культуры на развитие личности ребенка".
Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа
Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 90-92.
Цель: выявление знаний о бытовой культуре русского народа воспитанников ДОО
Выделяют несколько этапов
1 этап:
А) знание названий и назначения русского национального жилища и предметов домашнего обихода в процессе проведения дидактической игры «Угадай, что это?».
Содержание: испытуемому загадываются загадки (5шт) о предметах быта. Ребенок отгадывает и называет предметы, показывает способ применения. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов;
Б)знание названий предметов русского национального костюма с помощью дидактической игры.
Содержание: ребенку предлагают набор картинок с иллюстрациями предметов современной одежды и русского национального костюма (10 картинок, нужно правильно разложить их на две части. Максимальная оценка 5 баллов.
В) знание русской национальной пищи с помощью сюжетно-ролевой игры «В гостях у бабушки».
Содержание: предлагается назвать русские национальные блюда (5шт, какими может угощать их бабушка.
2 этап: проверяется интерес ребенка к бытовой культуре русского народа и желание получить новые знания о ней.
Содержание: ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся быта русского народа. Ребенок может получить до 3 баллов.
Высокий уровень 12-18 балла: ребенок активно интересуется культурой быта русского народа, ему интересно, он стремится получать новые знания о традиционном русском быте, проявляет инициативу в играх, стремится к общению. Ребенок имеет представление о быте русского народа, знает название традиционного жилища, основных предметов быта и их назначение, знаком с традиционным русским костюмом.
Средний уровень 11-5 баллов: у ребенка наблюдается эпизодический интерес к бытовой культуре русского народа, проявляет инициативу и интерес в ходе непосредственной образовательной деятельности с подачи воспитателя, знает минимум названий предметов быта, иногда допускает ошибки при определении предметов быта и их назначения, элементов костюма русского народа, исправляет свои ошибки с помощью наводящих вопросов и подсказок воспитателя.
Низкий уровень 4– 0 баллов: у ребенка практически отсутствует интерес к быту русского народа, он не стремится получить новые знания, не проявляет никакой инициативы в процессе общения с воспитателем во время занятий, знает очень мало названий предметов русского быта и элементов русского национального костюма и называет их неправильно.
Задания:
Первый этап
1) Стоит жилище, 2) Она стоит в русской избе
Деревянные бочища, От неё тепло везде
Внутри печь да дрова Вы поймете, о чём речь
Это русская (изба) Это русская (печь)
3)Чёрный конь 4) Рогат, да не бык
Прыгает в огонь. Хватает, да не сыт
(Кочерга) Людям отдаёт,
А сам отдыхать идёт (Ухват)
5)Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит, пыхтит
Всем чай пить велит
(самовар)
Второй этап:
Какие предметы находились в русской избе? (Кочерга, самовар, печь, ухват)
Почему печь называли "сердцем" русской избы? (От нее тепло везде)
Что носили раньше вместо сапог? (Лапти)
Протокол уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа
Имя, фамилия ребенка:
Этапы Баллы
1 этап
а) б) в)
2 этап
Итого: баллов
Вывод:
Протокол уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа
Имя, фамилия ребенка:
Этапы Баллы
1 этап
а) б) в)
2 этап
Итого:
Вывод:
Список литературы
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: / Р. С. Буре - М. : Мозаика-синтез,- 2015 - 240с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: / Г. Н. Волков – М. : Издательский центр «Академия», 2013 - 345с.
3. Зеленова И. Н., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / И. Н. Зеленова, Л. Е. Осипова - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2016 - 165с.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры :учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008 – 324с.
5. Косарева В. Н. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013 - 456с
6. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М. : Издательство «Школьная пресса» ,2014 - 215с.
7. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013 - 174с.
8. МаханеваМ. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Детство-пресс. - 345с.
9. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Учебник. /Н. В. Микляева [и др. ] - М. : Издательство «Юрайт», 2015 - 545с.
10. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т. И. – М. : Издательсво «Мозаика – Синтез», 2014- 123с.
11. Педагогический словарь: учебное пособие/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. :Издательский Центр «Академия», 2009 - 689с.
12. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-Синтез», 2014 - 235с.
13. Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Санкт-Петербург, 2017 - 45с.
14. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. -2013, №6;
15. Тарановская Н. В. «Русская народная игрушка».-М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2013 - 178с.
16. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2015, №6.