Елена Александровна Разина
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Воспитатель средней группы.
Разина Елена Александровна.
«Сказки- блестящее, лучшее в мире золото,
То золото,что блестит огоньками в
Детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»
Публикация «План самообразования „Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Дошкольный возраст- важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально- нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие оразцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок- и положительные и отрицательные- прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме сказки.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития.
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу- глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.
Формирует у детей представление о труде, мудрость и находчивость, смышленость, послушание, ответственность. Систематическое использование сказок, бесед, игры в сказку- способствуют закреплению положительного эффекта. Какими будут дети- внимательными, заботливыми, добрыми, озывчивыми, дружными или напротив- эгоистичными, бестактными, агрессивными- зависит только от нас.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ : РАЗИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет № 11 МБДОУ детский сад № 99
ТЕМА: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
ЦЕЛЬ: Повышение своей профессиональной компетентности в вопросе изучения влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ: изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте;
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Ход РАБОТЫ:
ЭТАПЫ РАБОТЫ СРОКИ ФОРМЫ РАБОТЫ
(конспекты, рефераты, доклады, презентации, консультации) ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ (педсоветы, семинары, мастер- классы, практикумы, открытые просмотры, выставки работ, конкурсы и т. д.)
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.
СЕНТЯБРЬ НАБЛЮДЕНИЕ
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию детей, через русские народные сказки. ОКТЯБРЬ Изучение педагогической психологической и методической литературы.
Подбор литературы.
Работа над модернизацией ПРС группы. НОЯБРЬ Изготовление новых игр и пособий в уголок «Театральная деятельность» и «Уголок книги».
Открытые просмотры.
Организация НОД.
«Неделя добра» ( цель: воспитание в детях
нравственных чувств).
Работа над модернизацией группы. Ноябрь Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» Чтение и обсуждение сказок. Открытые просмотры, организация НОД.
«Доброта важнее всего» ( цель: формирование послушания, непослушания; дружба, милосердие) ДЕКАБРЬ НОД с фрагментами сказкотерапии; чтение сказок. Выставка рисунков по сказкам совместно с родителями.
Конкурс «Книжка- малышка» сказки по нравственному воспитанию. ЯНВАРЬ Изготовление книжек- малышек совместно с родителями. Выставка сказок.
Открытое занятие. ФЕВРАЛЬ КОНСПЕКТ Фотоотчет, открытое зантие
«Волшебство добрых слов» ( цель: формировать культуру поведения; нравственные качества, отзывчивость; доброжелательность) МАРТ БЕСЕДА; ИНСЦЕНИРОВКИ ФОТООТЧЕТ
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ («Сказка в жизни детей») АПРЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИЯ Подготовка анкет, памяток, рекомендации для родителей и детей.
Фотоотчет
«Добрая сказка» ( цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников) МАЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО СКАЗКАМ, Открытый просмотр для родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
_ Азбука нравственного воспитания/ под. Ред. И. А. Каирова- Омск; Русь, 2009- 48 с.
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000.- 112с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М: Академия, 2002. – 416 с.
- Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В. Г. Нечаевой. - М: Сфера, 2002. – с. 182
- Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики/ Отв. Ред. А. К. Уледов. – М: Владос, 2004. – с 142.
- Гурова Р. Г. Нравственные проблемы воспитания/ Р. Г. Гурова. - М. : Педагогика, 2011.- 247 с.
Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4- 7 лет: Нравственное воспитание в детском саду, /В. И. Петрова- М: Изд- во Мозаика- Синтез, 2007
Смирнова Е., Холмогорова В, Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. //Дошкольное воспитание- 2003. - №9.- с. 68-76.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. Рук. Лебедев Ю. А. –Владос, 2001.