МААМ-картинки

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Елена Александровна Разина
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ

РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Воспитатель средней группы.

Разина Елена Александровна.

«Сказки- блестящее, лучшее в мире золото,

То золото,что блестит огоньками в

Детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»

Публикация «План самообразования „Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок“» размещена в разделах

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Дошкольный возраст- важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально- нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие оразцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок- и положительные и отрицательные- прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме сказки.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития.

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу- глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Формирует у детей представление о труде, мудрость и находчивость, смышленость, послушание, ответственность. Систематическое использование сказок, бесед, игры в сказку- способствуют закреплению положительного эффекта. Какими будут дети- внимательными, заботливыми, добрыми, озывчивыми, дружными или напротив- эгоистичными, бестактными, агрессивными- зависит только от нас.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ : РАЗИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет № 11 МБДОУ детский сад № 99

ТЕМА: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

ЦЕЛЬ: Повышение своей профессиональной компетентности в вопросе изучения влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ: изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте;

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ход РАБОТЫ:

ЭТАПЫ РАБОТЫ СРОКИ ФОРМЫ РАБОТЫ

(конспекты, рефераты, доклады, презентации, консультации) ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ (педсоветы, семинары, мастер- классы, практикумы, открытые просмотры, выставки работ, конкурсы и т. д.)

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

СЕНТЯБРЬ НАБЛЮДЕНИЕ

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию детей, через русские народные сказки. ОКТЯБРЬ Изучение педагогической психологической и методической литературы.

Подбор литературы.

Работа над модернизацией ПРС группы. НОЯБРЬ Изготовление новых игр и пособий в уголок «Театральная деятельность» и «Уголок книги».

Открытые просмотры.

Организация НОД.

«Неделя добра» ( цель: воспитание в детях

нравственных чувств).

Работа над модернизацией группы. Ноябрь Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» Чтение и обсуждение сказок. Открытые просмотры, организация НОД.

«Доброта важнее всего» ( цель: формирование послушания, непослушания; дружба, милосердие) ДЕКАБРЬ НОД с фрагментами сказкотерапии; чтение сказок. Выставка рисунков по сказкам совместно с родителями.

Конкурс «Книжка- малышка» сказки по нравственному воспитанию. ЯНВАРЬ Изготовление книжек- малышек совместно с родителями. Выставка сказок.

Открытое занятие. ФЕВРАЛЬ КОНСПЕКТ Фотоотчет, открытое зантие

«Волшебство добрых слов» ( цель: формировать культуру поведения; нравственные качества, отзывчивость; доброжелательность) МАРТ БЕСЕДА; ИНСЦЕНИРОВКИ ФОТООТЧЕТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ («Сказка в жизни детей») АПРЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИЯ Подготовка анкет, памяток, рекомендации для родителей и детей.

Фотоотчет

«Добрая сказка» ( цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников) МАЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО СКАЗКАМ, Открытый просмотр для родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

_ Азбука нравственного воспитания/ под. Ред. И. А. Каирова- Омск; Русь, 2009- 48 с.

- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000.- 112с.

- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М: Академия, 2002. – 416 с.

- Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В. Г. Нечаевой. - М: Сфера, 2002. – с. 182

- Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики/ Отв. Ред. А. К. Уледов. – М: Владос, 2004. – с 142.

- Гурова Р. Г. Нравственные проблемы воспитания/ Р. Г. Гурова. - М. : Педагогика, 2011.- 247 с.

Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4- 7 лет: Нравственное воспитание в детском саду, /В. И. Петрова- М: Изд- во Мозаика- Синтез, 2007

Смирнова Е., Холмогорова В, Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. //Дошкольное воспитание- 2003. - №9.- с. 68-76.

- Сказка как источник творчества детей. / Науч. Рук. Лебедев Ю. А. –Владос, 2001.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 14:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Разина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД