Ирина Царева
План работы воспитателя по самообразованию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План работы воспитателя по самообразованию в подготовительной группе на тему : «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».
2023 - 2024г.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Развивать умение детей свободно общаться со взрослыми.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Публикация «План работы воспитателя по самообразованию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины.
- Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Эта тема показалась мне очень важной и интересной, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Как показала практика, дети очень любят творческий характер речевых игр, заданий и занятий, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Как педагогу мне очень хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Ожидаемый результат: Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.
План работы с детьми на 2023 – 2024 год.
В течение года изучение информации из различных источников по теме самообразования :
- Изучение методической литературы.
- Обзор информации в интернете.
- Ознакомление с инновационными методиками по теме.
Сентябрь.
1. Проведение диагностики детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
3. Обновление уголка развития речи.
Октябрь.
1. Внесение в речевой уголок дидактических игр на развитие связной речи, сюжетных картинок, сюжетных картинок с развитием действия, картотеки загадок об овощах и фруктах.
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов:
- «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову,
- «Осень» (по И. Соколову-Микитову).
3. Беседы с детьми:
- «Что я знаю о себе»;
- «Мой речевой аппарат».
Ноябрь.
1. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
2. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях.
3. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок»,
- В. Даль «Война грибов с ягодами»,
- р. н. с. «Вершки и корешки».
Декабрь.
1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
3. Театрализованная деятельность:
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
- Театр теней «Рукавичка».
4. Работа над интонационно-выразительным рассказыванием стихотворений к Новогоднему утреннику.
Январь.
1. Проведение вечера загадок с детьми подготовительной группы.
2. Развитие речи дошкольника в сказкотерапии:
- «Зайка – зазнайка»,
- «Волшебные слова»,
- «Непослушный Ваня». (помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов)
3. Внесение в речевую зону игр и пособий на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Цветок»;
- «Заморозим ладошку» :
- «Свеча».
Февраль.
1. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
2. Внесение в речевую зону дидактических игр: «Маленькие слова», «Логопедическое лото», «Маленькие истории в картинках» и др.
3. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Играющие собаки» К. Ушинский.
- «Сыновья» В. Осеева.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
Март.
1. Работа с загадками. Составление загадок. Обучение детей отгадыванию загадок по схемам. Разгадывание логических загадок.
2. Составление рассказов по сюжетным картинам:
- «Март» И. Левитан
- «Грачи прилетели» А. Саврасов
3. Театрализованная деятельность:
- театр на конусах «Морозко»,
- настольный театр «Бычок – смоляной бочок».
Апрель.
1. Обучение детей сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
2. Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы.
3. Изготовление книжек-малышек с литературными произведениями детей группы.
Май.
1. Диагностика развития связной речи детей на конец учебного года.
2. Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету.
Работа с родителями.
Сентябрь.
Индивидуальные беседы с родителями на тему «Важность связной речи для подготовки ребёнка к школе».
Октябрь.
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь.
Изготовление папки-передвижки «Учим ребёнка общаться».
Декабрь.
Информационный листок «Книжки в нашем доме».
Советы по оформлению детской домащней библиотеки.
Январь.
Конкурс «Сказка, которую я сочинил». (конкурс книжек-самоделок)
Февраль.
Изготовление папки-передвижки «Развитие речевого дыхания у детей».
Март.
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития связной речи детей».
Апрель.
Стендовая консультация для родителей «Развитие связной речи детей в условиях семьи».
Май.
Ознакомление родителей с результатами диагностики и консультирование их по дальнейшей работе по развитию связной речи детей.